Источник: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР / авт.-сост. А. М. Быховская, Н. А. Казова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 32 с.

1.    Определить уровень сформированности неречевых психических функций:
слуховое внимание;
зрительное восприятие;
зрительно-пространственный гнозис и праксис.

 2.    Провести качественный анализ нарушений познавательной деятельности с акцентом на определение сохранных звеньев, которые могут быть использованы в коррекционной работе.

Методы (низкоформализованные и высокоформализованные)
•    Беседы.
•    Задания.
•    Пробы.
•    Обучающие эксперименты.

1. Слуховое внимание

Исследование слухового внимания
Цели:
1.    Определить, дифференцирует ли ребенок звучание детских музыкальных инструментов или звучащих игрушек.
2.    Выявить, определяет ли ребенок направление звука.
3.    Выявить, воспринимает и воспроизводит ли ребенок различные ритмы.

Процедура исследования
Задание 1. Ребенку показывают несколько музыкальных инструментов, называют их и демонстрируют их звучание. Предлагают ребенку самому поиграть на них. Затем просят ребенка назвать или показать на картинке, какой инструмент только что звучал за ширмой.
Задание 2. Ребенку предлагают встать лицом к стене, внимательно слушать и показывать рукой или говорить, откуда раздается звон уже знакомого ему колокольчика. После этого логопед двигается по кабинету с колокольчиком в руках, а ребенок показывает или говорит, где звенит колокольчик.
Задание 3. Ребенка просят послушать и запомнить, как звучит «песенка музыкального молоточка». Затем просят ребенка отстучать молоточком или отхлопать ладошками такую же «песенку»-ритм.

Критерии оценивания
3 балла. Ребенок уверенно дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука, воспринимает и воспроизводит ритм в соответствии с возрастными нормативами и с опережением возрастных нормативов.
2 балла. Ребенок дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука. Затрудняется при восприятии и воспроизведении ритма. После нескольких повторов ритм воспроизводит.
1 балл. Ребенок все задания выполняет неуверенно, ошибается. Отстучать ритмический рисунок не может даже после нескольких повторов.
0 баллов. Задания не выполняет совсем.

2. Зрительное восприятие

Исследование зрительного восприятия
Цели:
1.    Выявить, соотносит ли ребенок и узнает ли цвета в соответствии с возрастными нормативами:
•    4 года — красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный;
•    5 лет — добавляются оранжевый, голубой и розовый;
•    6 лет — добавляются фиолетовый, коричневый и серый.
2.    Выявить, знает ли ребенок плоские и объемные геометрические формы.

Процедура исследования
Задание 1. Ребенка просят подобрать каждому гномику предметы такого же цвета, как и его одежда.
Задание 2. Ребенка просят показать на картинке шарики определенного цвета.
Задание 3. Ребенка просят показать определенную геометрическую фигуру в соответствии с возрастными нормативами:
4 года — круг, квадрат, треугольник, овал, шар, куб;
5 лет — к вышеуказанным геометрическим формам добавляется прямоугольник;
6 лет — ко всем вышеуказанным геометрическим формам добавляются многоугольник и цилиндр.

Критерии оценивания:

3 балла. Ребенок уверенно соотносит цвета и показывает предметы нужного цвета и геометрической формы.
2 балла. Ребенок соотносит цвета. Затрудняется при определении предмета нужного цвета или геометрической формы.
1 балл. Ребенок допускает ошибки при соотнесении цветов. Допускает многочисленные ошибки при определении предмета нужного цвета и геометрической формы.
0 баллов. Задания не выполняет совсем.

3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Цели:
1.    Выявить уровень развития оптико-пространственного гнозиса (умение ориентироваться в окружающем пространстве и в схеме собственного тела).
2.    Выявить уровень развития оптико-пространственного праксиса (складывает ли картинки из частей и составляет ли фигуры из палочек по образцу и по памяти).

Процедура исследования

Задание 1.
4 года. Ребенка просят показать, какие предметы находятся вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к девочке, изображенной на картинке.
5 лет. Ребенка просят показать предметы, которые находятся слева и справа от девочки.
6 лет. Ребенка просят показать предметы, которые находятся слева, справа, слева внизу, справа внизу, слева вверху, справа вверху от девочки.

Задание 2.
4 года. Ребенка просят показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу.
5 лет. Ребенка просят показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо.
6 лет. Ребенка просят выполнить речевую пробу Хэда: «Возьмись левой рукой за правое ухо»; «Возьмись правой рукой за правое ухо»; «Возьмись правой рукой за левое ухо».

Задание 3. Ребенку предлагают составить картинку.
4 года. Из двух, трех, четырех частей с вертикальным и горизонтальным разрезами, предварительно рассмотрев картинку, которую собрал логопед.
5 лет. Из четырех—шести частей с разными видами разрезов, предварительно рассмотрев целое изображение, составленное логопедом.
6 лет. Из шести—восьми частей с разными видами разрезов, предварительно рассмотрев целое изображение, составленное логопедом.

Задание 4. Ребенку предлагают сложить из палочек несколько фигур, ориентируясь на образец.
4 года. Из четырех палочек сложить «стульчик» и «кроватку», из пяти палочек — «лесенку».
5 лет. Из шести палочек сложить «домик» и «елочку», из семи палочек — «лесенку».
6 лет. Из шести палочек сложить «елочку» и «дерево», из семи палочек — «лодочку» и «лесенку».

Критерии оценивания
3 балла. Ребенок уверенно ориентируется в пространстве, в схеме собственного тела, составляет картинки из частей, складывает фигуры из палочек по образцу и по памяти.
2 балла. Ребенок уверенно ориентируется в пространстве. В схеме собственного тела ориентируется, но неуверенно. При составлении картинки из частей и выкладывании фигуры из палочек по образцу и по памяти требуется незначительная помощь логопеда.
1 балл. Ребенок затрудняется и ошибается при ориентировке в пространстве и в схеме собственного тела. Не может самостоятельно составить картинку из частей и выложить фигуру из палочек по образцу и по памяти.
0 баллов. Задания не выполняет совсем.


Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.