Источник: Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.

Цели: 1. Выявить способность ребенка быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова. 2. Выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова.

Диагностика словаря дошкольников

Задание № 1. Классификация понятий.

Материал: 30 картинок с изображениями животных, одежды, игрушек, фруктов, ово­щей, транспорта. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать  картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каж­дый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.

Задание № 2. Подбор антонимов.

Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Предъявляют 10 слов (например: грустный-веселый, молодой-старый, тонкий-толстый, трусливый-смелый; высоко-низко, далеко-близко; смеяться-плакать, бежать-стоять, разговаривать-молчать). Высшая оценка 10 баллов. 1 балл - если подобранное слово является антонимом задан­ному; 0 баллов - не соответствует семантическому полю.

Задание № 3. Подбор синонимов.

Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению. Предъявляют 10 слов (например: хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать). Высшая оценка 10 баллов. 1 балл - подобранное слово является синонимом назван­ному; 0 баллов - не соответствует семантическому полю.

Задание № 4. Подбор определений.

Проводится в форме игры в слова. Предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать еще? Каким оно может быть?) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла - придумано более 3 слов, семантически соответ­ствующих названному; 1 балл - менее 3 слов; 0 баллов - ответ не соответствует семантиче­скому  полю слова.

После выполнения всех четырех заданий, направленных на выявление словаря, под­считывается суммарная оценка. Высшая оценка - 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35-50 баллов - среднему; менее 35 баллов - низкому уровню лексического разви­тия ребенка.

 

Методы изучения уровней грамматической стороны речи дошкольников

Задание № 1. Понимание грамматических структур.

Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик. Педагог произносит фразу и про­сит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек. (Например: уложи малень­кого ребенка спать; кошка поймана мальчиком; утка убежала, прежде чем ее схватила овца; собака кусает медведя, который схватил зайца; собака позволяет мальчику погладить ее и др). Предлагается 10 предложений для понимания. Трудность задания состоит в необхо­димости использования правил применения глубинных структур в разработке стратегий по использованию поверхностных грамматических структур и по степени обобщенности этих правил. Задания выявляют, интерпретируют ли дети предложения исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции, или ориентируются на последовательность названия понятий. Оценка: верные результаты (1 балл), и неверные (0 баллов). Высшая общая оценка 10 баллов.

Задание № 2. Образование форм имен существительных, обозначающих детены­шей животных.

Материал: 10 картинок с изображениями животных и их детенышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др.). Задания предъявляются в форме игры «Кто у кого?». Необхо­димо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множествен­ного числа именительного и родительного падежей (у лисы - лисята, у лисы много лисят и др.). Высшая оценка 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм - 2 балла; 1 балл - незначительное отклонение от нормы; 0 баллов - неверные ответы.

Задание № 3. Конструирование предложений.

Ребенку предлагают 3 слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 набо­ров слов. (Например: дети, гулять, парк, аквариум, рыбка, плавать и др.) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла - предложение сконструировано правильно; 1 балл - есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов - не все слова использованы, есть нарушения правил.

Результаты выполнения заданий фиксируются и подвергаются анализу. После выпол­нения всех трех заданий, направленных на выявление уровня грамматических навыков, под­считывается их суммарная оценка. Высшая оценка - 50 баллов, соответствует высокому уровню; 32-49 баллов - среднему; менее 32 баллов - низкому уровню.

Возможно, вам будут полезны также следующие материалы:

  1. Диагностика лексики, связной речи и грамматического строя речи дошкольников с речевой патологией (В.М. Акименко).
  2. Изучение сформированности грамматического строя языка старших дошкольников с ЗПР (И.Д.Коненкова).
  3. Изучение лексического развития старших дошкольников с ЗПР (И.Д. Коненкова).
  4. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова).

float: left;


Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.