Назначение: обследование объема активного словарного запаса, изучения его качественных характеристик, которые выявляются в заданиях на подбор синонимов, антонимов, обобщающих слов, эпитетов, на различение близких по смыслу понятий. Дается количественная оценка полученных данных. При обследовании предметной лексики можно получить также представление о пассивном словаре. В других пробах это будет сделать сложнее, что объясняется особенностью используемых приемов.
Методика диагностики словаря дошкольников с ЗПР Коненковой.
Возраст: старшие дошкольники с ЗПР.
Источник: Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с.
Подбор перечней слов, разработка технологии обследования осуществлялась с опорой на исследования Ю.С. Ляховской (1967, 1970); Н.П. Ивановой (1980); Л.Ф. Спировой (1992); В.И. Яшиной (1975); О.И. Соловьевой (1966) и других авторов.
1. Словарь предметов
Раздел А. Повседневная лексика.
Инструкция: «Что это?» (экспериментатор предъявляет картинный материал). В случае отсутствия данного слова в активном словаре дается задание: «Покажи где…»
Предлагаемый материал |
Ответы |
|
Начало года |
Конец года |
|
Кукла |
|
|
Мишка |
|
|
Мяч |
|
|
Машинка |
|
|
Матрешка |
|
|
Пирамидка |
|
|
Тарелка |
|
|
Блюдце |
|
|
Кастрюля |
|
|
Чашка |
|
|
Чайник |
|
|
Раздел Б. Редкоупотребляемая лексика.
Инструкция: «Что это?» (экспериментатор предъявляет картинный материал). В случае отсутствия данного слова в активном словаре дается задание: «Покажи где…».
Предлагаемый материал |
Ответы |
|
Начало года |
Конец года |
|
Ресницы |
|
|
Брови |
|
|
Ноздри |
|
|
Подбородок |
|
|
Локоть |
|
|
Веки |
|
|
Затылок |
|
|
Окно |
|
|
Подоконник |
|
|
Форточка |
|
|
Рельсы |
|
|
Пассажиры |
|
|
Памятник |
|
|
Клумба |
|
|
Табуретка |
|
|
Воротничок |
|
|
Перчатки |
|
|
Оценка:
5 баллов – все 28 слов правильно понимаются и употребляются в активном словаре;
4 балла – все слова из раздела «А» (11 слов) и 10-12 слов из раздела «Б» есть в активном словаре, а 5-7 слов из раздела «Б» отсутствуют в активном, но есть в пассивном словаре;
3 балла – 1-2 слова из раздела «А» и 11-12 из раздела «Б» отсутствуют в активном, но есть в пассивном словаре, все остальные предложенные слова (14-16 слов) употребляются ребенком в активном словаре;
2 балла – 7-8 слов из раздела «А» есть в активном словаре, остальные – в пассивном; из раздела «Б» в активном словаре есть 2-3 слова, в пассивном – 8-9 слов, 5-7 слов из раздела «Б» отсутствуют и в активном, и в пассивном словаре;
1 балл – 5-6 слов из раздела «А» и большая часть слов из раздела «Б» отсутствуют в активном и пассивном словаре.
- Глагольный словарь
Инструкция: «Солнышко светит, греет, печет, восходит, заходит. А что делает…»
Предлагаемый материал |
Ответы |
|
Начало года |
Конец года |
|
Зайчик |
|
|
Рыба |
|
|
Ребенок |
|
|
Мама |
|
|
Самолет |
|
|
Снежинка |
|
|
Оценка:
5 баллов – самостоятельно придумано по каждому из предложенных 6-ти слов более 3-х лексем;
4 балла – самостоятельно придумано по каждому из первых 4-х слов более 3-х лексем, а по каждому из 2-х последних – 2 лексемы;
3 балла – самостоятельно придумано по каждому из первых 4-х слов одна лексема, 2 лексемы с помощью; по каждому из 2-х последних слов – 1 лексема самостоятельно, 1 лексема с помощью в виде побуждающих вопросов;
2 балла – требуется повторение, расширение инструкций; из предложенных 6-ти слов в большинстве случаев придумано по 1-й лексеме с помощью в виде побуждающих вопросов, контекстной подсказки. А самостоятельно выполнено 1-2 задания;
1 балл – в случает отказа, придумывании вербальных замен («ребенок» - «укачивать ребенка можно»), слов-действий, не свойственных данным предметам; помощь не используют.
- Словарь наречий
Инструкция: «На картинке мальчик (предъявляется картинка). Мальчик смеется. Как он смеется? Он смеется весело, звонко, громко, радостно, долго. А как…»
Предлагаемый материал |
Ответы |
|
Начало года |
Конец года |
|
Плачет малыш |
|
|
Летит птица |
|
|
Играют дети |
|
|
Оценка:
5 баллов по каждому заданию придумано самостоятельно более 2-х слов;
4 балла – по каждому заданию придумано более 2-х слов с помощью в виде побуждающих вопросов;
3 балла – требуется повторение инструкции, по каждому заданию придумано 2 слова с помощью в виде контекстной подсказки;
2 балла – по каждому заданию придумано 1 слова с помощью;
1 балл – невыполнение или замена слова показом («делает вот так…»), помощь не использует.
- Подбор определений.
Инструкция: «Вот пальто (предъявляется картинка). Какое пальто? Пальто теплое, длинное, шерстяное, модное, женское, красивое, коричневого цвета. А какая (кокой, какое)…»
Предлагаемый материал |
Ответы |
|
Начало года |
Конец года |
|
Рубашка |
|
|
Дом |
|
|
Яблоко |
|
|
Лиса |
|
|
Девочка |
|
|
Зима |
|
|
Оценка:
5 баллов – самостоятельно придумано по каждому из предложенных слов более 3-х определений;
4 балла – самостоятельно придумано к каждому из предложенных слов 1 определение, а по 2 определения с помощью;
3 балла – к каждому из предложенных слов придумано по 2 определения с помощью в виде побуждающих вопросов, повторения инструкции;
2 балла – к каждому из предложенных слов придумано по 1 определению с помощью в виде побуждающих вопросов или контекстной подсказки; требуется повторение, расширение инструкции;
1 балл – неадекватные ответы, замены (девочка – «может есть девочка»), помощь не использует.
- Многозначность слова
Инструкция: «У куклы – ручка, у двери – ручка, у чашки – ручка, у сумки – ручка (экспериментатор сопровождает инструкцию демонстрацией картинок и указывает жестом на соответствующие части предметов). У всех этих предметов есть ручка. А у каких предметов есть…»
Предлагаемый материал |
Ответы |
|
Начало года |
Конец года |
|
Ножка |
|
|
Язычок |
|
|
Носик |
|
|
Горлышко |
|
|
Оценка:
5 баллов – самостоятельно названо по 3 предмета на каждое предложенное слово;
4 балла – самостоятельно названо по 2 предмета на каждое предложенное слово;
3 балла – самостоятельно названо по 1 предмету на каждое предложенное слово, остальные предметы называются после контекстной подсказки. В отдельных случаях требуется повторение инструкции;
2 балла – все предметы к предложенным словам называются после контекстной подсказки, требуется повторение инструкции;
1 балл – неадекватные ответы, помощь не использует.
6. Словарь притяжательных местоимений
Предлагаемый материал |
Ответы |
|
Начало года |
Конец года |
|
Вот дом (предъявляется картинка). Я живу в этом доме. Значит, это чей дом? |
|
|
В этом домике ты живешь. Чей это дом? |
|
|
Вот еще дом. В нем живет он. Значит, это чей дом? |
|
|
В этом доме живет она. Чей это дом? |
|
|
А в этом домике мы все будем жить. Чей это будет дом? |
|
|
И еще один домик. В нем живут они. Чей это дом? |
|
|
Оценка:
5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно;
4 балла – при выполнении ребенок допускает одну ошибку, которую исправляет самостоятельно;
3 балла – 2-3 задания выполняются с ошибками, которые исправляются после уточняющих вопросов;
2 балла – часть заданий выполняется с ошибками, большую часть которых исправить не удается. Не смотря на помощь со стороны взрослого;
1 балл – неадекватные ответы и отсутствие коррекции по всем заданиям.
7. Подбор синонимов
Инструкция: «Посмотри на картинку. Это бабушка. Другим словом о ней можно сказать: «Старушка». Назови другим словом…»
Предлагаемый материал |
Ответы |
|
Начало года |
Конец года |
|
Дети |
|
|
Дом |
|
|
Врач |
|
|
Грустный |
|
|
Большой |
|
|
Веселиться |
|
|
Бегает |
|
|
Шагает |
|
|
Плачет |
|
|
Подбор антонимов
Инструкция: «Послушай слова: Большой - маленький. Это противоположные слова. Большой, а наоборот – маленький. Маленький, а наоборот - …»
Предлагаемый материал |
Ответы |
|
Начало года |
Конец года |
|
Жара, а наоборот - |
|
|
Тишина, а наоборот - |
|
|
Чистый, а наоборот - |
|
|
Мокрый, а наоборот - |
|
|
Больной, а наоборот - |
|
|
Смеяться, а наоборот - |
|
|
Говорить, а наоборот - |
|
|
Медленно, а наоборот - |
|
|
Одеваться, а наоборот - |
|
|
Высоко, а наоборот - |
|
|
Оценка для заданий № 7, 8:
5 баллов – по всем заданиям дан правильный ответ;
4 балла – встречаются единичные ошибочные ответы, которые исправляются самостоятельно или после уточняющего вопроса;
3 балла – большинство заданий выполняются с уточняющей помощью, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции;
2 балла – часть ответов с уточняющей помощью, часть – с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции;
1 балл – неадекватные ответы, помощь не использует.
- Дифференциация близких по смыслу понятий
Серия «А». Инструкция: Одежду можно сшить из ткани, можно связать из шерстяной пряжи, а можно вышить с помощью иголки и нитки как будто кисточкой нарисовать узор. Посмотри на картинки (демонстрируются три сюжетные картинки) и выбери ту, на которой…»
Предлагаемый материал |
Ответы |
|
Начало года |
Конец года |
|
Мама шьет |
|
|
Мама вяжет |
|
|
Мама вышивает |
|
|
Серия «Б». Инструкция: «Посмотри на картинки и отбери те, про которые мы скажем, что их …»
Предлагаемый материал |
Ответы |
|
Начало года |
Конец года |
|
Шьют |
|
|
Вяжут |
|
|
Вышивают |
|
|
Пришивают |
|
|
Примечание: На каждое слово действие предлагается выбрать из следующего набора предметных картинок: рубашка, пальто, юбка, брюки, шапка, носки, варежки, шарф, воротничок, платочек, рукав, пуговица.
Оценка:
5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно;
4 балла – большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
3 балла – большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;
2 балла – все задания выполняются с контекстной подсказкой, требуется повторение инструкции;
1 балл – неадекватные ответы, помощь не использует.
10. Уровень обобщений
Инструкция: «Птицы – это живые существа. Тело птиц покрыто перьями, у птиц есть крылья, они умеют летать. Вот это птицы (экспериментатор отбирает 5 картинок). Голубь – птица, ворона – птица, воробей – птица, синица – птица, ласточка – птица (сопровождает показом картинок). Всех этих существ (указание жестом) мы называем одним словом «птицы» (выделяет слово голосом). А теперь ты посмотри на картинки и назови одним словом (последовательно предъявляются серии картинок, в каждой по пять картинок)».
Предлагаемый материал |
Ответы |
|
Начало года |
Конец года |
|
Животные |
|
|
Игрушки |
|
|
Овощи |
|
|
Фрукты |
|
|
Посуда |
|
|
Одежда |
|
|
Люди |
|
|
Транспорт |
|
|
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по данной методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.