Источник: Методики диагностики и измерения психических состояний личности/ Автор и составитель А.О.Прохоров. — М.:ПЕР СЭ, 2004.- 176 с.

Цель: Исследование психического состояния детей дошкольного возраста в детском саду в течение длительного времени (более 1 месяца).

Подготовка: На каждого ребенка подготовить бланки (или использовать тетради), в верхней части которых — пиктограммы, изображающие психическое состояние (веселость, страх, удивление, спокойствие, злость, печаль, агрессивность, умиление, мечтание, хитрость, обида, стресс, скепсис). Ниже, горизонтально, располагаются рисунки — модели, обозначающие: дату заполнения, приход ребенка в детский сад, завтрак, познавательную, музыкальную, продуктивные виды деятельности, прогулку, обед, подготов­ку ко сну, подъем, полдник, игры со сверстниками, общение с пе­дагогом, ужин, уход из детского сада. Между рисунками проводятся вертикальные линии.

 Всего 15 колонок, 16-я — «баллы». По верти­кали: обозначается дата заполнения, предлагается ребенку выбрать то психическое состояние, которое он отмечает у себя (из предло­женных пиктограмм) в течение дня в каждой из колонок.

Подготовка детей: совместно с детьми смоделировать и обсудить изображения пиктограмм, характеризующих определенные психи­ческие состояния; составить обозначения, отражающие режимные моменты, деятельность, общение. Первую неделю необходимо ока­зывать помощь ребенку при заполнении («вместе, но не вместо!»).

Инструкция: «Заполните пустые клеточки, выбрав то лицо, ка­кое бывает при выполнении этой деятельности (называется колон­ка, которую требуется заполнить)».

Дополнительно проводится индивидуальная беседа с каждым ре­бенком с целью выявить причины, мотивацию, научить распознавать собственное состояние и обозначать его при помощи пиктограммы.

Можно использовать и другой вариант методики: порекомендо­вать родителям и дома вести такой дневник. По горизонтали рас­положить такие разделы:

1)  Общение с каждым членом семьи.

2)  Сон, отдых.

3)  Любимые занятия ребенка.

4)  Совместная деятельность с взрослым.

5)  Гигиенические процедуры.

6)  Принятие пищи.

7)  Труд и т.д.

Можно предложить родителям вести свой дневник, параллельно с ребенком. Его оформляют так же, как и предыдущий, и отмечают психическое состояние своего ребенка. А затем сравнивают с резуль­татом заполнения ребенка. Это поможет установить адекватную оценку родителями психического состояния своего ребенка.

Обработка данных проводится по горизонтали и вертикали дневника.

Горизонтально:

Анализируется каждый день, прожитый ребенком, подсчитывается количество позитивных психических состояний и ставится балл. Он может быть от 0 до 14. Сравнивается с ключом:

0 — 3 балла — НПС высокой степени;

4 — 6 баллов — НПС средней степени;

7—10 6аллов — НПС низкой степени;

11 — 14 6аллов — ППС (позитивное психическое состояние).

В целом по методике анализируется количество используемых пиктограмм, отмечается, какие пиктограммы, отражающие позитивное психическое состояние, не применял ребенок, выясняется причина. В норме используется 5—7 пиктограмм. Анализ дает информацию для: руководителей ДОУ — об обеспечении педагогом эмоцио­нального комфорта каждого ребенка в группе детского сада;

педагогу — о проблемах ребенка, его реакции на определен­ный вид деятельности, взаимоотношениях со сверстника­ми, педагогами, об отношении к посещению детского сада, режимным моментам;

психологу — о наличии у дошкольников конфликтов, страхов, нарушениях поведения и взаимоотношениях с окружающими.

Каждые два месяца проводится вертикальный анализ.

  1. Рассматривается каждый режимный момент, вид деятельнос­ти, общение и т.д., отдельно. Присваивается по 1 баллу за количе­ство негативных выборов. Их может быть от 0 до 40, также учиты­вают, какую пиктограмму чаще всего выбирает ребенок для оценки своего гг. с. Полученные данные сравнивают с ключом методики.
  2. Прослеживается периодичность появления того или иного состояния: «каждый день», «определенный период», «несколько раз в месяц», «не наблюдается системы». Выявляются причины.

Количество негативных выборов от 10 и выше могут свидетель­ствовать:

  • об устойчивом негативном отношении к определенному виду деятельности, педагогу, связанному с этой деятельностью;
  • низком социальном статусе ребенка в группе;
  • роли ребенка как объекта или субъекта агрессии (уточняет­ся с помощью бесед, наблюдений);
  • депрессивном состоянии (грусть, склонность к слезам, нару­шение аппетита, раздражимость — продолжаются в течение 2-х и более недель);
  • о тяжелой степени адаптации ребенка, вновь поступившего в детский сад (при 35—40 выборов по вертикали и при соот­ветствии НПС степени горизонтального анализа);
  • об отсутствии взаимопонимания, помощи и поддержки со стороны педагога группы и т.д.

Ключ к методике при вертикальном анализе результатов

 

Состояния

Степень устойчивого отрицательного психического состояния

Низкая

Средняя

Высокая

Нарушения

Страх

Обида

 

Слезы

Агрессия Злость

Печаль

Стресс

7- 18

13-22

 

12-21

7-18

11-21

14-23

11-22

19-29

23-33

 

22-32

19-27

22-31

24-34

23-32

30-40

34-40

 

33-40

28-40

32-40

35-40

33-40

Невротические страхи

Невротическая потребность в любви и

привязанности

Чувствительность к отвержению;

чувство вины

Враждебность

Соперничество

Невротическое страдание

Невроз

 


Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.