Назначение: данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях.
Возраст: старшие дошкольники (младшие школьники).
Источник: Смирнова, О.Е., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с. (с.11-12)


Ход проведения: осуществляется наблюдение за коммуникативным развитием детей в группе, особенностям межличностных отношений между детьми. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:
инициативность - отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение,
чувствительность к воздействиям сверстника - отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него,
преобладающий эмоциональный фон - проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.
На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведенной ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.Шкалы оценки параметров и показателей.
Критерии оценки параметров:
Инициативность:
—  отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими - 0 баллов.
—  слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми - 1 балл.
—  средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым - 2 балла;
—  ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодей­ствия - 3 балла.
Чувствительность к воздействиям сверстника:
—  отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложе­ния сверстников - 0 баллов.
—  слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на ини­циативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру - 1 балл.
—  средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников - 2 балла.
—  высокая: ребенок с удовольствием откликается на ини­циативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия - 3 балла.
Преобладающий эмоциональный фон:
негативный - 0-1 баллов;
нейтрально-деловой - 2 балла;
позитивный - 3 балла.

Расчет уровня развития коммуникативных качеств дошкольника:
Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволит более точно определить характер отношения ребенка к сверстникам. Сумма баллов за все критерии позволяет оценить уровень развития коммуникативных качеств дошкольников:
0-3 балла - низкий уровень, отсутствие или слабо выраженная инициативность может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений. Негативный эмоциональный фон.
4-6 баллов - средний уровень, говорит о нормальном уровне развития потребности в общении, тем не менее, у детей возможны комплексы, боязнь, стеснение общения со сверстниками. Эмоциональный фон - нейтрально-деловой.
7-9 баллов - высокий уровень свидетельствует о высоким уровне потребности детей к общению со сверстниками.
Положительный эмоциональный фон.
Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон. В случае если преобладающим является негативный фон (ребенок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется), ребенок требует особого внимания. Если же преобладает положительный фон или положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику. Наблюдая, необходимо не только фиксировать поведение детей по указанным параметрам, но и замечать и описывать живую картину детского взаимодействия. Конкретные высказывания, поступки, ссоры, способы выражения внимания к сверстнику могут дать незаменимые реальные факты детской жизни, которые нельзя получить никакими другими методами.


Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по данной методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета по данной методике, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.