Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики младших школьников будут полезны педагогам, детским психологам, дефектологам, а также студентам, овладевающим данными специальностями. Все методики включают стимульный материал, описание качественной и количественной обработки данных.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djДобро пожаловать на мой сайт! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 15-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Тел.+37529 7262468

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Цель: изучение уровня и особенностей наглядно-образно-действенного мышления дошкольников.

Источник: Фатихова Л.Ф. "Дифференциальная диагностика наглядных форм мышления дошкольников с интеллектуальными нарушениями" Специальное образование, 2012. - №4. - С. 72-80.
Диагностические методики могут ис­пользоваться в процессе мониторинга. Это позволяет получить объективную информацию о качестве образовательного процесса в ДОО.

Методика «Разрезные картинки» (модифицированный вариант)

Цели. Изучение уровня и особенностей сформированности наглядно-действенно-об­разного мышления, способности к переносу действия в новые более сложные условия при решении наглядно-действенных задач. Вы­явление возможностей к перцептивному мо­делированию, способностей к соотнесению частей и целого и их пространственного рас­положения.

Материалы. Разрезные картинки: мяч из двух частей, домик из трех частей, мишка из четырех частей, машинка из пяти частей, чайник из шести частей (рис. 1). Аналогичные цельные предметные картинки (рис. 2), кар­тинки-трафареты (рис. 3).

Задание. Ребенку последовательно пред­лагаются для складывания части разрезных картинок, разложенных так: их нужно не просто сдвинуть, а предварительно придать им необходимое положение.

Во всех случаях фигуры не называются, ин­струкция жестовая и словесная: «Сложи эти части, посмотри, что у тебя получится, какая картинка».

Оценка результатов.

Первый уровень - действия по складыванию картинки носят непродуктивный хаотичный ха­рактер.

Второй уровень - складывает картинку, ак­тивно пользуясь методом проб.

Третий уровень - собирает картинку, действуя на уровне зрительного соотне­сения.

Виды помощи.

Демонстрация конечного результата (соответствующей целой картинки) для ак­туализации зрительного образа.

Применение трафарета (накладывание деталей картинки на целую картинку), поз­воляющего зафиксировать складывание ча­стей изображения.

Предъявление частей картинок в ра­курсе, не требующем их переориентации в пространстве.

Если ребенок действует путем зритель­ного соотнесения, адекватно выполняет задание на сложение частей картинки в це­лое, его результат оценивается в зависи­мости от того, из скольких частей состоит разрезная картинка. Сложенная картинка из двух частей оценивается в 2 балла, из трех - в 3, из четырех - в 4, из пяти - в 5, из ше­сти - в 6 баллов.

Максимальное количество баллов за сло­жение всех картинок - 20. В случае исполь­зования проб результат выполнения снижа­ется на 0,5 балла, использование помощи экс­периментатора также уменьшает результат на 0,5 балла за каждый вид помощи.

Протокол фиксации результатов иссле­дования. Заполняется на каждого ребенка, указываются: ФИО ребенка, возраст, группа, дата исследования.

По каждой разрезной картинке фикси­руются: характер и уровень выполнения, виды и количество помощи, баллы.

По итогам исследования определяются группы детей: нормально развивающиеся - 17-20 баллов; с задержкой психического развития - 10-18; с умственной отсталостью - 0-12 баллов.

Нормально развивающиеся дошкольники все без исключения понимают задание и действуют адекватно, демонстрируя третий уровень выполнения задания, т.е. приме­няют метод зрительного соотнесения.

Метод проб начинает использоваться при усложнении задания, т.е. при увеличении ко­личества разрезов (картинки из пяти и шести частей).

Дети с задержкой психического развития понимают поставленную задачу и демон­стрируют при складывании картинок из двух и трех частей, как правило, третий уровень вы­полнения, однако при увеличении количества разрезов начинают использовать метод проб, т.е. выполняют задание на втором уровне.

В зависимости от сформированности пер­цептивной деятельности дошкольники с за­держкой психического развития нуждаются в первом виде помощи (показ целого об­разца) или использовании трафарета.

На результатах выполнения задания ска­зывается работоспособность - при утом­ляемости продуктивность деятельности ре­бенка может резко снижаться.

Дошкольники с умственной отста­лостью показывают разный уровень воз­можностей при складывании разрезной кар­тинки - от полной неспособности к выпол­нению задания (первый уровень) до исполь­зования метода проб (второй уровень).

Метод проб при этом несовершенен, дети зачастую начинают бесцельно манипулиро­вать частями разрезных картинок.

На уровне зрительного соотнесения (тре­тий уровень) воспитанники с легкой ум­ственной отсталостью выполняют лишь про­стейшее задание: синтез картинки из двух ча­стей, остальные картинки складывают с той или иной помощью взрослого. При этом наи­большей продуктивностью обладает третий вид помощи - предъявление частей разрез­ных картинок в ракурсе, не требующем их пе­реориентации в пространстве.

Методика «Сложи круг» (разработка Л. Фатиховой)

Цели. Выявление уровня и особенностей сформированности наглядно-образно-дей­ственного мышления; способности к переносу действия в новые условия при решении на­глядно-действенных задач более сложного уровня.

Материалы. Цельный круг-образец (диа­метр 10 см) нейтрального серо-голубого цве­та; круги-трафареты, разделенные линиями на две, три, четыре, пять, шесть частей разной формы; части кругов, разрезанные по этим ли­ниям. По два круга, разделенных на две, три, четыре, пять, шесть частей (рис. 4, 5).

Методика предусматривает последова­тельное усложнение заданий на комбиниро­вание за счет увеличения количества частей в круге (от двух до шести) и вариативности их пространственного расположения. Материал представлен кругами с тради­ционными разрезами (2а, 2б 3а, 4а, 5а, 6а) и с нетрадиционными разрезами (2б, 3б, 4б, 5б, 6б).

Задание. Глядя на лежащий перед ним круг (образец), ребенок должен сложить такой же сначала из двух частей, затем из трех, из че­тырех, из пяти, из шести (по два круга). Все кру­ги складываются последовательно. Круг 2а ис­пользуется для объяснения задания (при под­счете баллов не учитывается).

 

Оценка результатов.

Первый уровень - ребенок не понимает стоящей перед ним задачи, не может осмыс­лить инструкцию, хаотично манипулирует ча­стями фигуры либо вообще не приступает к вы­полнению задания.

Второй уровень - понимает инструкцию, пытается сложить фигуру, однако действует не­продуктивно, использует нерациональные приемы.

Третий уровень - выполняет задание адек­ватно поставленной задаче, при этом в нагляд­но-действенном плане, применяя метод проб.

Четвертый уровень - выполняет задание на уровне зрительного соотнесения (наглядно­образного мышления).

Если на каком-то этапе эксперимента за­дание оказывается для детей непосильным
(они показывают первый или второй уровни выполнения), им предлагаются следующие виды помощи.

  • При первом уровне выполнения задания инструкция уточняется (сопровождается же­стами).
  • При втором дается сигнал о неверном вы­полнении: «Неправильно, подумай еще».
  • При третьем предъявляется круг-трафарет, разделенный линиями на части (две, три, че­тыре, пять, шесть) таким образом, чтобы они соответствовали тем деталям, которые пред­лагаются ребенку. Ему нужно сложить круг, ориентируясь на зрительное соотнесение, т.е. не разрешается накладывать части разрезно­го круга на круг-трафарет.
  • В тех случаях, когда показанный расчер­ченный образец не помогает успешному вы­полнению задания, ребенку предлагают на­ложить имеющиеся у него части круга на со­ответствующие им части круга-трафарета (выполнить задание, используя наглядно­действенное мышление). Затем он должен из тех же частей составить круг вне круга-тра­фарета.
  • В ситуации неуспеха при использовании предыдущих видов помощи экспериментатор сам накладывает части на образец, затем побуждает к этому ребенка, после чего он дол­жен сам сложить круг.

Оценка результатов производится ис­ходя из уровня сложности разреза для ре­бенка. Круг 2а не оценивается - у него об­учающая цель: способствует пониманию ре­бенком смысла задания, позволяет ему втя­нуться в процесс деятельности. Задание 2б оценивается в 1 балл. Круги 3а, 4а, 5а, 6а имеют привычный для ребенка разрез (оце­нивается в 2 балла). Круги 3б, 4б, 5б, 6б более сложны для синтезирования, их сложение оценивается в 3 балла. Максимальное количество баллов - 21. Если испытуемый действовал на основе зри­тельного соотнесения (четвертый уровень вы­полнения задания), количество баллов не уменьшается. Использование проб понижает результат- за каждый синтезированный круг на 0,5 балла.

За помощь количество баллов также умень­шается на 0,5 балла за круг. Когда ни один из видов помощи не приводит к положительно­му результату, работа ребенка оценивается в 0 баллов.

Протокол фиксации результатов исследо­вания. Заполняется на каждого ребенка, ука­зываются: ФИО ребенка, возраст, группа, дата исследования. По каждому номеру круга фиксируются: характер деятельности ребенка, виды и ко­личество помощи, баллы; дается итоговая оценка.

По итогам исследования определяются группы детей: нормально развивающиеся - 14-21 балл; с задержкой психического разви­тия - 10,5-18,5; с умственной отсталостью - 5,5-13,5 баллов.

Нормально развивающиеся дошкольники складывают все круги с традиционными раз­резами на уровне зрительного соотнесения (четвертый уровень), при складывании кругов с нетрадиционными разрезами показывают третий и четвертый уровни, т.е. в зависимости от сложности задания и количества разрезов пользуются при синтезировании кругов то зрительным соотнесением, то методом проб.

В деятельности детей четко прослеживается способность к переносу усвоенного способа действия на новый этап задания - следующий разрезной круг.

Дошкольники с задержкой психического развития понимают поставленную задачу: легко складывают круги, разрезанные на две-три части, показывая четвертый уровень выполнения.

Переход на метод проб начинается с круга 4б, разрезанного на четыре части. Чем слож­нее конфигурация разреза, чем на большее ко­личество частей он разрезан, тем чаще до­школьникам с задержкой психического раз­вития требуется помощь взрослого и тем чаще они нуждаются во втором и третьем видах по­мощи.

Дошкольники с умственной отста­лостью зачастую способны самостоятельно сложить круг только из двух частей. Для скла­дывания остальных им нужна помощь, кото­рая может носить разную степень успешности в зависимости от уровня развития перцеп­тивной деятельности. Одна группа детей скла­дывает круг с многочисленными пробами и с немалой помощью взрослого (по преимуще­ству обучающего характера - четвертый и пя­тый виды помощи); другая группа показывает нулевой результат даже в условиях обучения - это дошкольники, которые с самого начала не понимают поставленной задачи, используют в деятельности нецеленаправленные мани­пуляции.

Результаты дифференциальной диагно­стики наглядных форм мышления показы­вают:

Нормально развивающиеся дошкольники владеют как наглядно-действенным, так и на­глядно-образным уровнем решения интел­лектуальных задач, однако предпочитают дей­ствовать с помощью зрительного соотнесения, т.е. выполняют диагностические задачи сред­ствами наглядно-образного мышления.

Дети с задержкой психического развития при решении интеллектуальных задач опери­руют в основном приемами наглядно-дей­ственного мышления, однако в процессе пре­доставления направляющей помощи могут выходить на уровень наглядно-образного мышления.

Воспитанникам с умственной отсталостью оперирование действиями наглядно-образного мышления недоступно, а решение задач на уровне наглядно-действенного мышления оказывается доступным только после об­учающей помощи.

Эти результаты позволяют уточнить задачи коррекционно-образовательной и коррек­ционно-развивающей работы.

 


Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.


Важное

Мы Вконтакте

Статьи для психолога

Взаимодействие в системе «педагоги — психолог»

Постоянное напряжение, стресс, агрессия учеников, разочарование и неуверенность в себе неизбежны в работе учителя. Кроме того, между учителями и школьной администрацией, с одной стороны, и учителя-ми и психологами, с другой, довольно часто отсутствует взаимопонимание. Испытывая большие нагрузки и пытаясь совместить множество разных ролей, учителя все чаще ощущают потребность в психологической помощи. По опросам, проведенным в школах ЮАО г. Москвы, иметь в коллективе своего специалиста по психологии желают все, но примерно треть из тех, кто имел опыт взаимодействия с ним, остались недовольны результатами общения. В чем же причина взаимного непонимания, а подчас и разочарования? Что с этим делать?

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Если ребенок заикается

Заикание относится к нарушениям темпа речи. В мире от него страдают примерно 1% взрослых и 2–3% детей. Причем у мальчиков оно наблюдается в три раза чаще, чем у девочек.

К сожалению, с годами заикание само не проходит. Каковы причины этой проблемы? Как предотвратить у ребенка заикание или помочь ему избавиться от такого нарушения?

Об этом и пойдет разговор в сегодняшней статье.

Подробнее...

Статьи для педагога

Выніковы кантроль па беларускай мове для школ з беларускай мовай навучання

I КЛАС
Кантрольнае спісванне

Сакавік
Прыйшоў сакавік. Знік апошні снег. Прачнуліся ад зімовага сну дрэвы. Першымі абудзіліся бярозы. Па белых ствалах пабег пажыўны сок. (20 слоў)
Вясна
Надышла вясна. Сонейка сагрэла зямлю цёплымі промнямі. Снег панарнеў. На прагалінах зазелянела траўка. Прыляцелі птушкі. Яны пачалі будаваць гнёзды. (20 слоў)
Лета
Ярка свеціць сонейка. Стаіць цёплае надвор’е. У лесе звіняць галасы птушак. На лугавінах цвітуць кветкі. На палях даспявае жыта. (20слоў)

Подробнее...

Помогу с написанием любой студенческой работы. Без посредников.Пишите: cola5@ya.ru