Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики речи, познавательного, моторного развития для логопедов, педагогов, психологов, дефектологов.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djНапишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Тел.+37529 7262468

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Источник: Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. – 80 с.

Данный комплекс основан на традиционных методиках изучения познавательного развития дошкольников, но в адаптации Л.Ф. Фатиховой для диагностики детей с ЗПР и УО (умственной отсталостью).

1. Методика "Чего не стало" (методика С.Д. Забрамной в адаптации Л.Ф. Фатиховой).

Методика предназначена для детей дошкольного возраста.

Цель: изучение особенностей произвольного внимания и способности воспроизводить на зрительном уровне объекты на основе узнавания.

Стимульный материал включает две серии предметных картинок, причем изображенные на ней объекты должны быть хорошо знакомы ребенку по жизненному опыту, обладать высокочастотностью в отношении их восприятия в процессе жизнедеятельности. Картинки для запоминания должны быть разноплановыми, т.е. изображенные предметы не должны принадлежать к одному классу, группе и не должны иметь внешнего сходства. Кроме того, каждая серия содержит как картинки, относящиеся к стимульному ряду (т.е. те, которые он должен запомнить), так и картинки, которые к ряду не принадлежат, однако предъявляются ребенку вместе с «пропавшей» картинкой, чтобы он нашел среди них ту, которая была убрана экспериментатором в процессе исследования.

Первая серия. Четыре картинки стимульного ряда: бабочка, курица, карандаш, яблоко; две картинки, не принадлежащие ряду: ножницы, кукла. 

Вторая серия. Пять картинок стимульного ряда: булка, кошка, лопата, гриб, цветок; две дополнительные картинки: корова, диван.

Ход исследования

Перед ребенком раскладываются картинки стимульного ряда, и дается инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки и запомни их. Когда ты закроешь глаза, я спрячу одну картинку, а ты потом ее покажешь и положишь на то место, на котором она лежала».

После такого предъявления ребенку предъявляется три картинки, среди которых находится одна из картинок стимульного ряда (например, карандаш), а две другие первоначально не показывались ребенку. Испытуемый должен найти ту картинку, которая находилась в ряду, и положить ее на первоначальное место.

Вторая серия проводится аналогично с той разницей, что вниманию и запоминанию ребенку предлагается большее количество картинок (пять) и инструкция дается в более свернутом виде в связи с тем, что задание уже знакомо испытуемому.

Оценка результатов

1 уровень - ребенок не понимает инструкции, бесцельно передвигает картинки, которые были ему предъявлены для узнавания, действует неадекватно заданной ситуации, например, прикладывает к стимульному ряду все предъявленные для узнавания картинки (0 баллов).

2 уровень - ребенок понимает инструкцию, однако делает неправильный выбор (0 баллов)

3 уровень - ребенок выбирает нужную картинку, однако располагает ее не на первоначальном ее месте в ряду (2 балла)

4 уровень - ребенок выполняет задание полностью правильно: находит нужную картинку и кладет ее на ту позицию в ряду, на которой она находилась первоначально (3 балла).

Если испытуемый выполняет задание на первом или втором уровнях, предъявляются различные виды помощи.

  1. При первом уровне выполнения дается более развернутая и поясняющая инструкция.
  2. При втором уровне выполнения ребенку сигнализируют о непродуктивности выполнения задания: «Неправильно, подумай еще». Если и на этом этапе помощи задание выполняется неверно, предъявляется следующий вид помощи.
  3. Перед ребенком повторно располагают картинки того же ряда, в той же последовательности и просят назвать все картинки, при этом помогают ребенку в случае его затруднения. Далее процедура исследования повторяется аналогично первоначальному варианту.
  4. Экспериментатор сам выполняет задание при непосредственном наблюдении ребенка за его действиями. После этого задание предлагают выполнить ребенку.

Максимальное количество баллов за выполнение двух серий - 6 баллов. При предъявлении каждого вида помощи общее количество баллов по каждой серии уменьшается на 0,5 балла.

Протокол фиксации результатов исследования по методике «Чего не стало?»

ФИО ребенка___________________________ Возраст:____________

Группа:________ Дата исследования:______________

№ серии

Характер деятельности ребенка

Виды и количество помощи

Баллы

1

 

 

 

2

 

 

 

Итоговая

оценка

 

 

Анализ результатов

Группы детей

Баллы

Нормально развивающиеся дошкольники

3,5-6

Дошкольники с задержкой психического развития

2,5-5,5

Дошкольники с умственной отсталостью

1-4

 

Нормально развивающиеся дошкольники без труда выполняют задание. Нет необходимости предъявлять им пропавшую картинку, они сразу называют ее и указывают место ее первоначального расположения.

Дошкольники с ЗПР понимают инструкцию и, как правило, достаточно легко выполняют задания методики. Часть дошкольников данной группы выполняют задания полностью самостоятельно, т.е. на IV уровне, однако большинству дошкольников с ЗПР требуется второй, третий виды помощи, реже - третий. В деятельности детей могут наблюдаться такие ошибки: они делают правильный выбор «пропавшей» картинки, однако располагают ее не на первоначальном месте.

Дошкольники с умственной отсталостью: часть дошкольников данной группы (дошкольники с умеренной умственной отсталостью или дошкольники, умственная отсталость которых сочетается с системным недоразвитием речи тяжелой степени) демонстрирует I уровень выполнения задания, т.е. для них характерны трудности понимания инструкции. Дошкольники с легкой умственной отсталостью, не отягощенной тяжелыми речевыми нарушениями, достигают II и III уровня выполнения задания. Им, как правило, требуются третий и четвертый виды помощи для полного выполнения задания.

Методика 2. Что изменилось (методика С.Д. Забрамной в адаптации Л.Ф. Фатиховой)?

Методика предназначена для детей дошкольного возраста.

Цель: выявление уровня и особенностей развития внимания, способности запоминать и удерживать в сознании ряд объектов.

Стимульный материал: две серии картинок, требование к которым те же, что и в методике «Чего не стало?».

Первая серия: мяч, рыба, чашка, книга 

Вторая серия: молоток, цветок, шарик, машина, собака.

Ход исследования

Перед ребенком кладут в ряд карточки и предъявляют следующую инструкцию: «Посмотри внимательно на эти картинки и запомни их. Сейчас ты закроешь глаза, а я какие-то картинки перепутаю. Ты положишь картинки так, как они лежали в самом начале».

Местами меняются только две картинки.

Оценка результатов

1 уровень - ребенок не понимает поставленной перед ним задачи, хаотично манипулирует картинками (0 баллов).

2 уровень - ребенок понимает инструкцию, однако неверно выполняет задание (0 баллов).

3 уровень - ребенок выполняет задание верно (3 балла).

Виды помощи

  1. При I уровне выполнения экспериментального задания предъявляется более подробная и поясняющая инструкция, используются жесты.
  2. При II уровне выполнения ребенка оповещают о неадекватном результате: «Неправильно, подумай еще». В ситуации повторной ошибки ребенка ему предъявляется следующий вид помощи.
  3. Повторный показ ряда картинок с отражением их в активной речи ребенка (испытуемого просят назвать показанные картинки). Далее процедура исследования та же.
  4. При непосредственном наблюдении ребенка все те же картинки меняются местами и предлагается положить их на место. Если ни один из предложенных видов помощи не способствовал правильному выполнению задания, результат оценивается в 0 баллов.

Максимальное количество баллов за две серии - 4 балла. Каждый вид помощи уменьшает количество баллов в серии на 0,5 балла.

Примечание. Количество картинок может изменяться произвольно экспериментатором в зависимости от диагностических задач, от возраста ребенка и уровня его психического развития.

Протокол фиксации результатов исследования по методике

« Что изменилось?»

ФИО ребенка___________________________ Возраст:____________

Группа:________ Дата исследования:______________

№ серии

Характер деятельности ребенка

Виды и количество помощи

Баллы

1

 

 

 

2

 

 

 

Итоговая

оценка

 

 

Анализ результатов

Группы детей

Баллы

Нормально развивающиеся дошкольники

2,5-4

Дошкольники с задержкой психического развития

2-3,5

Дошкольники с умственной отсталостью

0-2,5

Нормально развивающиеся дошкольники не испытывают трудностей при выполнении данного задания. Они понимают поставленную задачу и, как правило, самостоятельно и безошибочно указывают место, на котором располагались картинки первоначально.

Дошкольники с ЗПР понимают первоначальную инструкцию и достаточно успешно выполняют задание как первой серии методики, так и второй. При ошибке выполнения для них достаточно указания на нее (второй вид помощи), чтобы правильно выполнить задание.

Дошкольникам с умственной отсталостью чаще всего характерны I и II уровни выполнения задания. Дошкольники, которые не понимают поставленной задачи, - это дети с умеренной степенью умственной отсталости или с умственной отсталостью, сопровождающейся системным недоразвитием речи тяжелой степени. Для правильного выполнения задания детям в зависимости от степени умственной отсталости и уровня речевого недоразвития требуются, как второй, третий, так и первый, четвертый виды помощи.



Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.


Важное

Мы Вконтакте

Статьи для психолога

Психологическая помощь. Что и как о ней рассказывать педагогам и родителям

К числу типичных трудностей, возникающих у практического психолога, традиционно относят неадекватность запросов и ожиданий, которые предъявляют потенциальные клиенты. «Расскажите моему ребенку, что надо хорошо учиться», «Поработайте с Синицыным, он совсем от рук отбился», «Вот вы с ним на прошлой неделе занимались, а сегодня он опять начал»… У каждого из нас наверняка найдется масса подобных примеров, не говоря уже о крайних случаях типа «Будешь себя плохо вести — отведу к психологу!».

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Использование элементов обучения грамоте в сложных случаях речевого недоразвития у детей

Коррекция сложных речевых расстройств — наиболее актуальная тема в логопедии. Увеличившееся за последние годы количество детей со сложной структурой дефекта связано с тремя основными группами вредоносных факторов. К первой группе относятся генетические заболевания, нередко приводящие к поражениям не только ЦНС, слуха, зрения, речи, но и ко множественным порокам развития, а также дополнительным заболеваниям почек, печени, нарушению обмена веществ и т.п. 

Подробнее...

Статьи для педагога

Как справиться с дерзким учеником?

Дерзкий ученик младших классов может быть серьезной проблемой для учителя, который хочет поддерживать дисциплину и уважение в классе. Особенно сложно, если ребенок практически неуправляемый и не следит за тем, что он говорит, например, в его речи используется нецензурная брань.  Как справиться с таким учеником педагогу и не потерять авторитет? 

Подробнее...

Помогу с написанием любой студенческой работы. Без посредников.Пишите: cola5@ya.ru