Вверх
Напишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!
e-mail: cola5@yandex.ru
Источник: Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. – 80 с. Методика направлена на оценку восприятия цвета и формы у дошкольников и младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Методика 1. "Раскрась предметы" (разработка Л.Ф. Фатиховой)
Методика предназначена для детей дошкольного возраста.
Цель:
Стимульный материал:
Ход исследования
Ребенку предлагается карточка с контурными изображениями предметов и цветные карандаши. Инструкция: «Художник нарисовал разные предметы, но раскрасить их забыл. Помоги художнику. Раскрась картинки».
После раскрашивания ребенка спрашивают, каким цветом он раскрасил предметы.
Оценка результатов
1 уровень - ребенок не принимает задачу, совершает неадекватные действия, например, рисует карандашами вне контура или др. (0 баллов)
2 уровень - ребенок принимает задачу, но закрашивает предметы несоответственно, цвета назвать не может (0 баллов).
3 уровень - ребенок выполняет задание, но с ошибками, например, неправильно закрашивает 1-2 предмета, может правильно назвать некоторые цвета (2 балла).
4 уровень - ребенок выполняет задание без ошибок, т.е. раскрашивает предметы соответственно, может назвать все цвета (3 балла).
Примечание: если ребенок раскрашивает яблоко желтым или зеленым цветом, лист дерева - желтым или красным цветом и т.п., но при этом правильно называет цвета, которые использовал, выполнение задания оценивается как верное.
Виды помощи
За каждый вид помощи оценка снижается на 0,5 балла.
Протокол фиксации результатов исследования по методике «Раскрась предметы » ФИО ребенка___________________________ Возраст:____________ Класс (группа):________ Дата исследования:______________
|
Анализ результатов
|
Нормально развивающиеся дошкольники понимают поставленную задачу и не только правильно раскрашивают предметы, но и называют их цвет как до, так и после закрашивания. Кроме того, они могут указывать на вариативность окраски предметов, на то, что, например, яблоко или листочек могут быть как красного, так и зеленого и желтого цвета.
Дошкольники с ЗПР понимают поставленную экспериментатором задачу. При ошибках в закрашивании предметов с дополнительными цветами (морковь - оранжевая, картофель - коричневый) им достаточно указания на ошибку: «Неправильно, подумай еще». Дошкольники, находящиеся в условиях коррекционного обучения, могут назвать все цвета или их часть.
Дошкольники с умственной отсталостью могут допускать явные ошибки или демонстрируют неадекватность в выполнении задания - закрашивать все в один цвет, например, черный или синий. Для правильного выполнения задания им нужна значительная помощь: показ карточки с раскрашенными предметами (третий вид помощи), реже совестная деятельность по закрашиванию с психологом (четвертый вид помощи). Дошкольники данной группы редко называют цвета, а если и называют, то несоответственно самому цвету.
И у дошкольников с ЗПР, и у дошкольников с умственной отсталостью наблюдаются нарушения графомоторных навыков: выходы за контур фигуры при закрашивании, неполное закрашивание стимульной фигуры, слабый нажим и т.д.
Методика 2. "Изучение восприятия формы" (разработка Л.Ф. Фатиховой)
Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель:
Стимульный материал: а) карточка со схематичным изображением предметов, составляющих сюжетную картинку: дом, дерево и кошка
в) карточка со схематичным изображением девочки с воздушными шариками, состоящей из геометрических фигур и набор плоскостных фигур соответствующей формы и размера
Ход исследования
Исследование состоит из двух серий.
Первая серия
Ребенку предлагается карточка с сюжетным схематическим изображением (дом, дерево, кошка). Инструкция: «Посмотри, какая интересная картинка! Что ты на ней видишь? Найди и назови фигуры, из которых составлена эта картинка. Из чего составлен дом? Собака? Дерево?».
Виды помощи
Вторая серия
Ребенку предъявляется следующая карточка со схематичным изображением девочки и плоскостные геометрические фигуры. Инструкция: «Посмотри на эту картинку. Нравится она тебе? Что здесь нарисовано? А теперь составь из этих фигур такую же картинку». После конструирования экспериментатор просит назвать геометрические фигуры, из которых построена картинка.
Виды помощи:
Оценка результатов
Правильное выполнения задания каждой серии оценивается в 3 балла. Максимальная суммарная оценка за выполнение двух серий составляет 6 баллов. За каждый вид помощи оценка за серию уменьшается на 0,5 балла. Первый вид помощи в случае нецелесообразности его применения опускается.
Протокол фиксации результатов исследования по методике «Исследование восприятия формы» ФИО ребенка___________________________ Возраст:__________ Класс (группа):________ Дата исследования:______________
|
Анализ результатов
|
Нормально развивающиеся дети, начиная с дошкольного возраста, без труда выполняют задания обеих серий. Они узнают и называют как предметы, составленные из геометрических фигур, так и сами геометрические фигуры, конструируют предметную фигуру из частей во второй серии, соблюдая все пропорции и пространственное расположение частей.
Дети с ЗПР узнают в изображениях из геометрических фигур предметы и выполняют задания как первой, так и второй серии методики самостоятельно или со стимулирующей и направляющей помощью взрослого (второй и третий виды помощи). Однако они затрудняются в назывании некоторых форм - овала и прямоугольника. Во второй серии отмечаются некоторые деформации конструируемой фигуры: нарушается расстояние между частями фигуры, при этом их взаиморасположение сохраняется.
Дети с умственной отсталостью испытывают трудности в узнавании схематичных изображений предметов. Особенно трудным для узнавания детей является дерево, которое они называют кругом, мячиком или др. Дети затрудняются в назывании как основных, так и дополнительных геометрических фигур. В деятельности конструирования предметной фигуры из частей (вторая серия) наблюдаются более грубые ошибки, чем у детей с ЗПР. Часть детей данной группы не понимает первоначальную инструкцию, и им приходится предъявлять развернутую инструкцию. Наиболее продуктивными для дошкольников с умственной отсталостью оказывается четвертый вид помощи, обучающий. Трудности узнавания, называния предметов и геометрических фигур и конструирования предметной фигуры сохраняются у детей с умственной отсталостью и в младшем школьном возрасте. Однако для школьников требуется меньшие дозы помощи, помощь взрослого при этом носит более продуктивный характер, чем в дошкольном возрасте.
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по этой методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.