Источник: комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой : диагностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. - Волгоград : Учитель, 2010. - 35 с.
Назначение: оценка экологических знаний, умений и представлений детей дошкольного возраста (подготовительная к школе группа).
Что изучается?
Дидактические игры, упражнения, вопросы |
Содержание диагностического задания |
Критерии оценки
|
|||
Уровень знаний детей о видах транспорта |
Дидактическая игра «Транспорт». Материал: предметные картинки с изображением наземного (автобус, грузовая машина, легковая машина, мотоцикл, велосипед); подземного (метро); воздушного (вертолет, самолет); водного (лодка, катер, пароход) видов транспорта |
Перед ребенком картинки с различными видами транспорта. Задание: разложи картинки по видам транспорта |
3 балла - ребенок различает, называет и правильно раскладывает картинки по всем видам транспорта без ошибок. 2 балла - называет, различает, раскладывает картинки с 2-3 ошибками по видам подземного и воздушного транспорта либо требует дополнительной инструкции.
|
||
Знания о предметах, облегчающих труд людей на производстве и создающих комфорт в быту |
1. Дидактическая игра «Умные машины» либо «Наши помощники». Предметные картинки: счеты, калькулятор, компьютер, топор, пила электрическая, миксер, тестомешалка, печатная машинка, утюг, робот, различные станки. 2. Беседа по вопросам. Материал: сюжетная картина с изображением уютной комнаты, парка, дворика |
1. Перед ребенком предметные картинки. Задание: выбери картинки с предметами, которые облегчают труд людей на производстве и повышают качество и скорость выполнения заданий. 2. Перед ребенком сюжетная картинка. Задание: расскажи о предметах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Вопрос: Как ты думаешь, что еще можно добавить, чтобы комната (дворик, парк) стала уютней |
3 балла - ребенок различает и называет предметы, облегчающие труд человека на производстве, делает обоснованные выводы. Ребенок перечисляет и добавляет предметы, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице. |
|
|
Осведомленность о себе, родителях |
Беседа по вопросам |
Вопросы: - Назови свое отчество. |
3 балла - ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя. |
||
Знания о гербе, флаге, Президенте России |
Дидактическое упражнение «А знаешь ли ты?». |
Ребенок рассматривает флаги и выбирает флаг России. Вопросы: |
3 балла - ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя. |
||
Знания о свойствах и качествах предметов |
Беседа по вопросам. Материал: предметы из глины, пластмассы, стекла, ткани (кусок глины, дерева, ткани и т. д.) |
Вопросы: - Рассмотри предметы и расскажи о каждом из них, называя материал, из которого он сделан, и о его качествах (твердый, тяжелый или легкий и т. п.) Например, это глиняная игрушка. Сделана она из глины. Поэтому тяжелая. Глина гладкая, пластичная. Для того чтобы что-то слепить, нужно смочить ее водой. Из нее можно делать посуду |
3 балла - знает существенные характеристики предметов, их свойства и качества. Обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и персептивных действий. 2 балла - безошибочно называет материалы, из которых сделаны предметы, но дает неполную характеристику свойствам и качествам материалов. |
||
Знания о дорожных знаках и их назначении |
1. Дидактическое упражнение Материал: запрещающие знаки |
1. Задание: рассмотри знаки и разложи их по группам: 1-я группа - запрещающие знаки; 2. Задание: рассмотри знаки и составь о них короткий рассказ (цвет, форма, назначение) |
3 балла - ребенок различает запрещающие, предупреждающие знаки. Знает значение указательных знаков. Проявляет выраженный интерес к правилам дорожного движения. |
||
Знания о национальном костюме, традициях, обычаях и фольклоре |
1. Дидактическая игра «Одень куклу». Атрибуты: плоскостные куклы (мальчик и девочка). Плоскостное изображение различных видов национального костюма и современной одежды (рубаха, кофта, сарафан, кокошник, платок, передник, рубашка-косоворотка, шаровары, кушак, кафтан, лапти, сапоги; некоторые виды современной одежды). 2. Дидактическое упражнение «Вспомни знакомые потешки, сказки, пословицы». Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, загадкам, песням, потешкам. 3. Дидактическое упражнение «Знаешь ли ты русские обычаи?». Материал: картинки с изображением народных праздников и предметов, их символизирующих (Новый год, Рождество (Коляда и Святки), Масленица, Пасха, день Ивана Купалы, Осенины). Расписные яйца, маски, предметы народных промыслов, прялки, веретено |
1. Задание: Одень куклу в народный костюм. Вопросы: - Почему ты выбрал эту одежду?
- Какие русские народные сказки ты знаешь? 3. Задание: вспомни народные праздники |
традиции и обряды, называет предметы русского быта. 2 балла - ребенок затрудняется назвать некоторые виды национального костюма, но называет народность и принадлежность костюма. Знает сказки, песенки, потешки, загадки, называет пословицы и поговорки, но раскрывает их смысл только с помощью взрослого. Называет не более 3 народных праздников, раскрывает их суть при помощи дополнительных вопросов взрослого. 1 балл - ребенок самостоятельно называет не более 2 видов национального костюма. Путает или затрудняется назвать праздники, не может раскрыть их суть, называет предметы народного быта только при помощи взрослого. Самостоятельно вспоминает только сказки, а песенки, потешки и загадки вспомнить затрудняется. Затрудняется и в объяснении пословиц |
||
Знания о родном крае, о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах; о героях космоса; школе, библиотеке |
1. Дидактическое упражнение «Первоклассник». |
1. Задание: рассмотри картинки и собери 2. Посмотри на иллюстрацию и ответь на вопросы: - Как называют человека, работающего в библиотеке? -Что ты можешь рассказать о библиотеке?3.Задания: - Назови город, в котором ты живешь, какой у него герб? 4. Задание: - Рассмотри иллюстрации и ответь на вопросы: - Как называются люди данной профессии? 5.Вопросы и задания: - Что такое глобус? |
3 балла — у ребенка сформированы представления о школе, библиотеке, о профессии людей, работающих в них. Ребенок называет город, в котором живет, знает герб города, его достопримечательности, национальности людей, проживающих в городе. Ребенок знает, что такое глобус, называет континенты, некоторые расы, проживающие на Земле. Знаком с профессией космонавта, знает первого космонавта и первую женщину в космосе, называет их экипировку. |
Оценка уровня экологических знаний и экологической воспитанности:
Высокий уровень - 20-24 балла,
Средний уровень - 13-19 баллов,
Низкий уровень - 8-12 баллов.
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по этой методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.