Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. В связи с этим представляем подборку игр, направленных на адаптацию к школьной жизни первоклассников.
Список имеющихся в данном материале игр по целям:
- Цель: знакомство детей с учителем и друг с другом.
- Цель: ознакомление учеников со школьными принадлежностями, их происхождением, предназначением, правилами применения.
- Цель: развитие умения пространственной ориентации в классе методом моделирования, составление и усвоение схемы класса.
- Цель: ознакомление с понятием "режим дня ".
- Цель: изучение правил вежливости и развитие коммуникативных умений при организации групповой работы.
- Цель: развитие коммуникативных умений и навыков через ознакомление учеников с индивидуальной и коллективной формами ответа на поставленный вопрос.
- Цель: развитие и совершенствование речевых умений и навыков учеников в процессе составления словесного портрета.
- Цель: развитие умения различать и определять геометрические фигуры при выполнении упражнений на соотнесение сенсорных эталонов с окружающими предметами.
- Цепь: обучение нахождению различий и общих свойств предметов.
Давайте познакомимся.
Цель: знакомство детей с учителем и друг с другом.
Игру начинает учитель. Он объясняет детям, что в называемых им словах встречается буква, с которой начинается его имя (количество букв в словах не должно превышать 3—4). Задача ребят — отгадать, как зовут учителя. Тот из учеников, кто правильно назовет имя педагога, становится ведущим и продолжает игру, также вспоминая слова, в которых есть первая буква его имени. Игра проводится до тех пор, пока все дети не представятся.
Цель: ознакомление учеников со школьными принадлежностями, их происхождением, предназначением, правилами применения.
Учитель зачитывает загадки, дети называют отгадки и показывают (если есть возможность) соответствующие предметы в классе. Педагог перед началом игры обращает внимание ребят на правило поведения ученика — поднять руку для демонстрации готовности к ответу.
На страницах букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (Алфавит)
Знаки черные, кривые, От рожденья все немые. А как выстроятся в ряд — Сразу все заговорят. (Буквы)
Я все знаю, всех учу, Но сама всегда молчу. (Книга)
В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, кисти, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал)
Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)
В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? — (Мел)
Сговорились две ноги Делать дуги и круги. (Циркуль)
Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель, книги, тетради)
Стоит чудесная скамья, На ней уселись ты да я. Скамья ведет обоих нас Из года в год, Из класса в класс. (Парта)
По черному белым Пишут то и дело. Потрут тряпицей — Чиста страница. (Школьная доска)
Цель: развитие умения пространственной ориентации в классе методом моделирования, составление и усвоение схемы класса.
Педагог раздает ученикам листы формата А4 и просит нарисовать схему класса (работа организуется в парах или в группах). Затем проводится коллективное обсуждение выполненных работ, учитель обращает внимание ребят на допущенные ошибки и неточности в пропорциях рисунков, отображении местоположения предметов мебели и оборудования класса и т. д.
Цель: ознакомление с понятием "режим дня ".
Учитель делит класс на микрогруппы, каждая получает задание придумать пантомиму на тему "Режим дня". Участники групп показывают жестами умывание, застилание постели, утреннюю гимнастику, завтрак, действия в школе и т. д. Остальные игроки должны угадать, что им демонстрируется. После игры проводится коллективная беседа о важности соблюдения режима дня.
Цель: изучение правил вежливости и развитие коммуникативных умений при организации групповой работы.
Учитель делит класс на микрогруппы, каждая получает задание: назвать как можно больше вежливых слов; вспомнить, какие слова говорят при встрече (прощании); нарисовать вежливого (невежливого) человека; разыграть сценку "Вежливый мальчик"; придумать историю про лягушонка, которого друзья научили правилам вежливости и т. д.
Цель: развитие коммуникативных умений и навыков через ознакомление учеников с индивидуальной и коллективной формами ответа на поставленный вопрос.
Перед проведением игры учитель объясняет ребятам, что будет задавать вопросы, на которые они должны ответить или хором, или индивидуально.
Вопросы, требующие коллективного ответа:
- Вы учитесь в пятом классе?
- Наша страна называется Республика Беларусь (Россия?)?
- Сколько ног у человека?
- У вас сейчас второй урок?
- Вы сейчас спите?
- Кого в нашем классе больше — мальчиков или девочек?
- Сегодня выходной день?
- Мальчики носят юбки?
- Вы чистите зубы?
- Можно переходить дорогу на красный сигнал светофора?
Вопросы, требующие индивидуального ответа:
- Как тебя зовут?
- У тебя есть домашнее животное?
- Как называется улица, на которой находится твой дом?
- На каком этаже ты живешь?
- Кем работают твои родители?
- Ты любишь рисовать?
- Где ты отдыхал этим летом?
- У тебя есть братья или сестры?
- Сколько тебе лет?
- Чем ты любишь заниматься в свободное время?
Цель: развитие и совершенствование речевых умений и навыков учеников в процессе составления словесного портрета.
Учитель предлагает ребятам по желанию составить словесное описание кого-нибудь из одноклассников, не называя его имени. Задача остальных учеников — отгадать, чей это словесный портрет.
Цель: развитие умения различать и определять геометрические фигуры при выполнении упражнений на соотнесение сенсорных эталонов с окружающими предметами.
Перед проведением игры учитель называет и показывает детям геометрические фигуры разных цветов и размеров, объясняет, чем они похожи и какие имеют отличия. Затем педагог обращает внимание учеников на изображения различных предметов, имеющих форму определенной геометрической фигуры. Задача учеников — назвать геометрическую фигуру и еще несколько предметов такой же формы.
- Тарелка, часы, колесо, бублик, пуговица, торт, мяч. (Круг)
- Плитка шоколада, книга, дверь, блокнот, кирпич. (Прямоугольник)
- Кусочек торта, линейка-угольник, крыша дома, пионерский галстук. (Треугольник)
- Подушка, печенье, стол, коробка для компьютерного диска. (Квадрат)
- Яйцо, мыло, зеркало, стадион, скрепка. (Овал)
Цепь: обучение нахождению различий и общих свойств предметов.
Учитель демонстрирует детям карточки с иллюстративным материалом, ученики должны определить, какой из рисунков лишний.
Карточка 1: вертолет, птица, воздушный шар, самолет.
Карточка 2: красный тюльпан, желтая роза, желтый нарцисс, желтый ирис.
Карточка 3: фломастер, карандаш, мелок, ручка.
Карточка 4: Буратино, Незнайка, Емеля, Дюймовочка.
Карточка 5: лиса, слон, кенгуру, гиппопотам.
Карточка 6: санки, велосипед, коньки, лыжи.
Карточка 7: дуб, клен, яблоня, каштан.
Карточка 8: петух, цыпленок, курица, индюк.
Карточка 9: зеленый помидор, зеленое яблоко, огурец, капуста.
Карточка 10: машина скорой помощи, автобус, милицейская машина, пожарная машина.
Карточка 11: клевер, мать-и-мачеха, астра, одуванчик.
Карточка 12: стакан, кружка, чашка, ваза.
Карточка 13: плюшевый медведь, бурый медведь, гризли, белый медведь.
Карточка 14: лужа, снеговик, река, озеро.
Карточка 15: ложка, нож, тарелка, вилка.
Источник: Зеленко, С. В. Дидактические игры и упражнения в 1-м классе : Введение в школьную жизнь. Математика. Обучение грамоте. Человек и мир / С. В. Зеленко. — Минск : Пачатковая школа, 2010. — 32 с