Вверх
Напишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!
e-mail: cola5@yandex.ru
Методика предназначена для оценки сформированности лексического развития младших школьников.
Источник: Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 36 с.
1. Исследование объема и качества номинативного словаря в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и по темам: "Дни недели", "Времена года", "Месяцы", "Части тела", "Фрукты", "Овощи", "Ягоды", "Звери", "Домашние животные", "Птицы", "Школьные принадлежности", "Одежда", "Обувь", "Мебель", "Посуда", "Транспорт", "Профессия", "Армия", "Грибы", "Инструменты".
Оценка результатов:
5 баллов - высокий уровень - объем экспрессивного и импрессив-ного словаря соответствуют возрасту, высокий уровень обобщения, словарный запас богат родовидовыми понятиями, энграммы автоматизированы;
4 балла - уровень выше среднего — словарный запас соответствует возрасту, неточности понимания лексических значений слов, обозначающих различные родо-видовые признаки, отмечается диссоциация между объемом активного и пассивного словаря, темп работы медленный;
3 балла - средний уровень - недостаточно развиты процессы классификации, обобщения, трудности актуализации нужных слов, работа выполняется самостоятельно;
2 балла - уровень ниже среднего -- низкий и бедный уровень обобщения, сформированы отдельные родовидовые понятия, медленный темп работы;
0-1 балл - низкий уровень - объем активного словаря в пределах обихода, не сформированы процессы классификации, обобщения, имеются лишь ,отдельные правильные ответы, задания выполняются при организующей помощи экспериментатора.
2. Исследование умения называть действия по предъявленному предмету
Материал - картинки с изображением: а) рыбы, кузнечика, птицы, змеи, велосипедиста, скалолаза, бегуна; б) мальчика, читающего книгу, маляра, повара, каменщика, швеи, певца, столяра, пианиста, врача, учителя, художника, скульптора.
Процедура и инструкция. Экспериментатор поочередно предъявляет испытуемому вышеуказанные картинки, просит внимательно их рассмотреть, сказать, кто как передвигается, а также назвать действия людей.
Оценка результатов:
5 баллов - высокий уровень -. правильный и быстрый подбор слов во всех заданиях;
4 балла - уровень выше среднего - допущены отдельные ошибки в виде не совсем точно подобранных слов, которые заменяются на более подходящие после указания экспериментатора;
3 балла - средний уровень - подобранные слова не очень точно характеризуют лексическую окраску данных слов, задание выполняется самостоятельно;
2 балла - уровень ниже среднего - имеются лишь отдельные слова, точно отражающие лексическое значение заданных словоформ, задание выполняется лишь с помощью логопеда;
0-1 балл - низкий уровень - подбор слов ученик проводит путем словоизменения данных словоформ или характеризует предметы только по одному признаку.
3. Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет
Материал - картинки с изображением моря, цветка, дома, пирожного, лимона и т.д.
Процедура и инструкция. Испытуемому предлагается внимательно рассмотреть картинку, назвать ее и подобрать к названию предмета нужное слово, соответствующее вопросу "Какой?" "Какая?" "Какое?".
Оценка результатов - см. п.2.
4. Называние слов-синонимов
Речевой материал - напечатанные на карточках слова:
сердечный - |
примчался - |
грубый - |
навредить - |
капризный - |
хвалить - |
Колючий - |
рыбачить - |
Процедура и инструкция. Учащийся получает инструкцию внимательно прочесть напечатанные на карточке слова, подобрать, а затем написать к каждому из них близкое по смыслу слово.
Оценка результатов: высокий уровень - задание не вызывает затруднений; уровень выше среднего - отдельные недочеты выражаются в недостаточно точно подобранных словах, отражающих лишь второстепенные признаки словоформ, уточнение экспериментатора позволяют их исправить; средний уровень - систематически допускаются ошибки но содержанию задания, лишь интенсивная помощь логопеда позволяет выполнить его до конца; уровень ниже среднего - неправильное выполнение задания в большинстве случаев, медленный темп работы, работа ведется с помощью экспериментатора; низкий уровень - ошибки во всех заданиях, помощь неэффективна.
7.5. Называние слов-антонимов
Речевой материал - напечатанные на карточках слова:
длинный - |
добрый - |
высокий - |
выбегать - |
далеко - |
щедрый - |
впереди - |
давать - |
Процедура и инструкция. Экспериментатор дает испытуемому карточку с напечатанными на ней словами и просит его подобрать, а затем записать к каждому из них противоположное по смыслу слово.
Оценка результатов - см. п.4.
6. Исследование умения объяснять значения слова
А. Имена существительные (по вопросу "Что такое...?").
Речевой материал - слова: пила, коробка, игла, книга, труба, корзина.
Процедура и инструкция. Учащемуся предлагается внимательно прочесть напечатанные на карточке слова и объяснить их значения, ответив на вопрос "Что такое...?".
Оценка результатов:
5 баллов - высокий уровень — высокий уровень обобщения, абстракции, характеристика слов, словосочетаний и предложений точно передает их лексическое значение;
4 балла - уровень выше среднего - правильное и полное описание лексического значения слов, отдельные трудности выделения основных и второстепенных качеств предметов, а также их признаков и действий;
3 балла - средний уровень - характеристика лексического значения слов не в полной мере отражает его свойство и качество, трудности выделения основных и второстепенных признаков словоформ, помощь экспериментатора выражена в значительной степени;
2 балла - уровень ниже среднего - выделение лишь отдельных черт лексического значения слов, причем нахождение среди них основных возможно лишь при интенсивной помощи экспериментатора, смешение лексического и грамматического значения слов, значительные затруднения при их абстрагировании в словосочетаниях и предложениях;
0-1 балл - низкий уровень - низкий уровень обобщений, описание лексического значения сводится к описанию предмета, его признака или действия с точки зрения их полезности, понимание переносного значения слов в словосочетаниях и предложениях недоступно.
Б. Имена прилагательные (по вопросу "Это какой?").
Речевой материал - напечатанные на карточках слова: нарисованный, чайный, быстрый, рогатый, старый, полезный.
Процедура и инструкция. Учащемуся предлагается внимательно прочесть слова и объяснить их значение с помощью вопроса "Это какой?".
Оценка результатов - см. п.6.А.
В. Глаголы (по вопросу "Что значит...?").
Материал - напечатанные на карточках слова: читать, вскопать, шутить, определить, распугать, оглядеться.
Процедура и инструкция. Учащийся получает карточки со словами, внимательно их прочитывает и объясняет значение, ответив на вопрос "Что значит...?".
Оценка результатов - см. п.6.А.
7. Исследование умения объяснять переносное значение слов в словосочетаниях, и предложениях
Речевой материал - словосочетания: золотое сердце, колючий взгляд, тяжелый характер, добрые дела; предложения: На его лице была написана радость. Девочка не бежала, а летела к дому.
Процедура и инструкция. Экспериментатор дает испытуемому следующую инструкцию: "Я буду произносить сочетания слов и предложения. Внимательно послушай и скажи, что они обозначают".
Оценка результатов - см. П.6.А.
РАЗЛИЧЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (данное задание авторами не включается в методику исследования лексики, но, вероятно, может быть использовано дополнительно для оценки словаря).
1. Исследование умения распределять слова на группы
Речевой материал - слова: дружба, вручает, тарелка, спешит, душистый, слабое, пищит, песня, танцевать, лед, другой, муравейник, служит, звонкий, река, фруктовый, побывала.
Процедура и инструкция. Ребенку вручаются карточки с написанными словами и три слова: одно написано в начале строки, другое - в середине, третье - в конце строки:
машина |
бежит |
голубой. |
Детям предлагается записать слова в три колонки (принцип записи слов не объясняется).
Оценка результатов: высокий уровень - правильное и самостоятельное выполнение задания; уровень выше среднего - единичные ошибки находятся и исправляются учеником в ходе самопроверки или замечаний экспериментатора; средний уровень - значительные трудности при распределении данных слов, однако помощь логопеда в виде наводящих вопросов позволяет выполнить задание до конца; уровень ниже среднего - задание выполняется благодаря интенсивной помощи экспериментатора, замедленный темп работы; низкий уровень - ошибки при распределении всех слов, помощь неэффективна.
2. Определение грамматической категории слов в предложении
Речевой материал — предложения: В парке гуляли дети. Собака сторожит дом. (2-й класс); На море неожиданно поднялся сильный ветер. По шоссе едет колонна велосипедистов. (3-й класс).
Процедура и инструкция. Ученику дается инструкция прослушать предложение, записать его и с помощью грамматических вопросов разобрать по членам предложения.
Оценка результатов:
5 баллов - высокий уровень - правильное и безошибочное выполнение задания;
4 балла - уровень выше среднего - правильный разбор предложения по его членам, единичные ошибки при определении грамматической категории второстепенных членов предложения, которые исправляются при самопроверке или после замечания экспериментатора;
3 балла - средний уровень - выделение главных членов предложения не вызывает затруднений, многочисленные ошибки в выделении второстепенных членов предложения и установления грамматических связей между словами, помощь логопеда значительна;
2 балла - уровень ниже среднего - стойкие ошибки при выделении и систематизации второстепенных членов предложения, неумение ставить к ним грамматические вопросы, задание выполняется до конца благодаря инструкциям экспериментатора;
0-1 балл - низкий уровень - правильное определение лишь одного из главных членов предложения, помощь неэффективна.
![]() |
![]() |
![]() |
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по этой методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.