Возраст: младшие школьники.

Источник: Иншакова О.Б. Колесникова A.M. Пространственно-временные представления:   обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. — М.: В. Секачев, 2006. — 80 с.

Назначение:  исследование понимания и отражения в устной речи представлений об основных временных единицах. Изучение понимания и отражения в устной речи представлений о временных единицах осуществляется по специально разработанной методике, в основе которой лежат материалы Т.Д. Рихтерман и Т.И. Тарабариной. Задания для детей сгруппированы в шесть блоков по 12 вопросов. С помощью данной методики у детей исследуются представления о частях суток, представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», представления о временах года, месяцах, днях недели и представления о часах.

Методика обследования включает использование: картинок, изображающих действия людей в разное время суток; картинок, изображающих один и тот же пейзаж в разное время суток; картинок с изображением времен го­да; числовых карточек, обозначающих дни недели; циферблата часов.

Ребенку предлагается выполнить следующие задания и ответить на вопросы.

 I. Представления о частях суток.

1. Выбери картинку, на которой изображена ночь (картинки с действиями людей).

2. Выбери картинку, на которой изображен день.

3. Выбери картинку, на которой изображено утро.

4. Выбери картинку, на которой изображен вечер.

5. Выбери картинку, на которой изображена ночь (картинки с природой).

6. Выбери картинку, на которой изображен день.

7. Выбери картинку, на которой изображено утро.

8. Выбери картинку, на которой изображен вечер.

9. Разложи картинки по порядку, что бывает раньше, что потом. Сначала ночь, потом...

10. Назови соседей утра, что было раньше, а что будет потом.

11. Назови пропущенное слово, используя слова утро, день, вечер, ночь: «Мы завтракаем     а обедаем ...».

12. «Мы ложимся спать     и все уже спим ...».

 II. Представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».

1. Ответь на вопрос, используя слова «сегодня», «вчера», «завтра»: «Как называется день, который уже прошел?»

2. «Как называется день, который, идет?»

3. «Как называется день, который будет?»

4. Закончи предложение нужным словом— «вчера», «сегодня», «завтра»: «Мы гуляем на улице ...».

5. «На следующий день дети посетят музей. Это будет ...»

6. «Мы навещали бабушку в предыдущий день. Это было ...»

7. «Через полчаса мы пойдем гулять в парк. Это ...»

8. «На следующий день мы будем читать книгу. Это будет ...»

9. «Мы приехали из деревни в Москву день назад. Это было ...»

10. Определи, все ли правильно в этих предложениях? Исправь ошибку. «Завтра дети написали диктант».

11. «Вчера мы поедем в цирк».

12. «Вчера дети слушают музыку».

 III. Представления о временах года.

1. Назови все времена года.

2. Выбери картинку, где изображена зима.

3. Выбери картинку, где изображено лето.

4. Выбери картинку, где изображена осень.

5. Выбери картинку, где изображена весна.

6. Разложи картинки с изображением времен года в правильном порядке.

7. Назови по порядку времена года, начиная с лета.

8. Скажи, что следует за осенью?

9. Скажи, что бывает перед летом?

10. Скажи, какое время года между летом и зимой?

11. Скажи, что бывает после весны?

12. Скажи, какое время года бывает до зимы?

 IV. Представления о месяцах.

1. Скажи, сколько всего месяцев в году?

2. Скажи, сколько месяцев в каждом времени года?

3. Назови зимние месяцы.

4. Назови летние месяцы.

5. Назови осенние месяцы.

6. Назови весенние месяцы.

7. Назови второй месяц весны.

8. Назови последний месяц осени.

9. Назови, что бывает до и после сентября.

10. Определи, к какому времени года относятся эти месяцы? (К осени). Разложи их по порядку.

11. Отбери карточки с названиями зимних месяцев и разложи их по порядку.

12. Отбери карточки с названиями весенних месяцев и разложи их по порядку.

 V. Представления о днях недели.

1. Назови дни недели по порядку.

2. Назови дни недели по порядку, начиная со среды.

3. Скажи, какой сегодня день недели?

4. Скажи, какой день недели был вчера?

5. Скажи, какой день недели будет завтра?

6. Скажи, какой день недели между средой и пятницей?

7. Назови, что бывает до и после среды.

8. Разложи карточки, изображающие дни недели (кружочками), по порядку и покажи четверг.

9. Назови, какой день недели я закрыла?

10. Назови вчерашний день по отношению к закрытому.

11. Выбери из карточек (с написанными днями недели) день, который бывает перед вторником и день, который идет после вторника.

12. Разложи карточки со всеми днями недели по порядку.

VI. Представления о мерах времени на часах.

1. Скажи, с помощью чего мы узнаем время?

2. Скажи, с помощью чего мы определяем время по часам?

3. Скажи, сколько сейчас времени на часах?

4. Поставь минутную стрелку на цифру 12, а часовую на цифру 9.

5. Скажи, сколько получилось времени?

6. Переведи минутную стрелку на пять минут назад.

7. Скажи, сколько стало времени теперь?

8. Переведи стрелку на 10 минут вперед.

9. Скажи, сколько стало времени теперь?

10. Скажи, как называется на часах стрелка, которая быстрей всех движется?

11. Скажи, что эта стрелка показывает?

12. Скажи, сколько пройдет времени, кода секундная стрелка обойдет один круг?

 

Анализ результатов рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев:

1. Понимание общепринятых временных эталонов и их последовательности без самостоятельного их называния (выполнение действий, показ картинок);

2. Самостоятельное обозначение временных категорий при помощи устной речи;

3. Латентный период ответа;

4. Правильность,   автоматизированность,   самостоятельность выполнения заданий;

5. Использование помощи взрослого.


Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.