Источник: Сулейменова Ш.А. Психологические особенности леворуких детей. Методика их обучения. - Астана: РНПЦ проблем 12-летнего образования, 2004. - 36 с.

Цель: проверка левшества школьников. Выявление леворуких учащихся.До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и не может быть причиной каких-то отклонений в развитии или снижения умственных и физических способностей.

 При выполнении тестирования учитель должен сесть напротив ребенка (лучше за столом), но не сбоку. Обстановка должна быть спокойной, благожелательной, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете «рукость». Все приспособления, пособия, предметы надо положить перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки.

Предлагаются следующие варианты тестирования:

 I-вариант

«Переплетение пальцев рук». Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.

«Поза Наполеона» - складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

«Одновременные действия обеих рук» - рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения нерасходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее оценки значение.

Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

 II-вариант

«Закрась или заштрихуй синим цветом треугольники справа, а жёлтым - ромбики слева».

Обратите внимание, какой рукой ребенок выполняет работу и на качество выполненного рисунка.

«Дорисуй правую или левую половину на каждом рисунке».

Обратите внимание, в какой руке держит карандаш или ручку во время рисования

 III-вариант

Следующая система тестов разработана М.Г.Князевой и В.Ю.Вильдавским.

Необходимые материалы: лист бумаги, карандаш (фломастер), небольшая коробочка (спичечный коробок), спички, небольшой мяч, ножницы, пуговицы (бисер, бусинки), иголка с ниткой, 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками, шнур средней толщины, кубики.

Первое задание - рисование.

Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш), предложите ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не торопите ребенка. После того как он закончит, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются. Можете успокоить его: «Я знаю, что это трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся», подбодрить его, что он делает все верно. В этом задании учитывается не только какой рукой ребенок работает, но и при работе какой рукой лучше качество выполнения рисунка.

Второе задание - открывание небольшой коробочки (спичечного коробка).

Ребенку предлагается несколько коробочек (можно покрасить их в разные цвета). Задание: «Найди спичку в одной из коробочек».

Ведущей будет считаться та рука, которая совершает активные движения: закрывает, открывает, вынимает спичку.

Третье задание - построение колодца из спичек (две параллельные спички кладутся на другие две параллельные (образуется посредине ромб).

Ведущая - та рука, которой более активно выполняет все действия.

Четвертое задание - игра в мяч.

Небольшой мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и вы просите ребенка как можно точнее бросить его в какую-то заранее намеченную цель несколько раз.

Ведущая - та рука, которой ребенок бросает мяч.

Пятое задание - вырезание ножницами по контуру рисунка на любой открытке (вырезать цветок, машину и т.п.).

Ведущая- та рука, которой ребенок держит ножницы.

Но бывает и так, что ребенок плохо владеет ножницами: он просто держит их и более активно работает (поворачивает открытку) другой рукой. В этом случае попробуйте попросить его взять ножницы в другую руку и оцените, какой рукой задание выполняется лучше.

Шестое задание - нанизывание бисера, бусинок или пуговиц на иголку с ниткой.

Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение вне зависимости от того, в какой руке иголка. Активное движение может осуществлять как рука с иголкой, так и рука, держащая и насаживающая бусинку или пуговицу на иголку.

Седьмое задание - выполнение вращательных движений при открывании и закрывании крышек на пузырьках.

Ведущая - та рука, которая совершает активные движения (крутит крышку или пузырек).

Восьмое задание - развязывание узелков. Предварительно нужно неплотно завязать несколько узелков (на небольшом расстоянии) из шнура средней толщины.

Ведущая - та рука, которая развязывает узелок.

Девятое задание - «Построй из кубиков дом, машину, крепость и т.д.» В этом задании оценить ведущую руку труднее, чем в предыдущих, так как этот вид работы дети выполняют обычно двумя руками. Поэтому не торопите ребенка, а понаблюдайте, какой рукой чаще он берет, укладывает, поправляет кубики.

Если ребенок устал, надо дать ему возможность отдохнуть, встать, размяться. При выполнении задания не следует фиксировать внимание на том, какой рукой малыш это делает.

Лучше тестировать детей по одному.

В ходе исследования заполняется протокол.

Фамилия, имя__________________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________

Дата тестирования______________________________________________________

Возраст________________________________ Класс__________________________

Имеются ли у ребенка родственники - левши______________________________

(родители, бабушки, дедушки, братья, сестры)

Задание

Левая рука

Правая рука

Обе руки

1. ...

+

 

 

2. ...

 

 

+

3. ...

+

 

 

И т.д.

 

 

 

Ведущая рука__________________________________________________

 

После выполнения каждого задания (1,2,3 и т.д.) нужно поставить знак (+) в графу «Левая рука», если ведущей была левая рука, или в графу «Правая рука», если ведущей была правая. В том случае, когда ребенок одинаково ловко действовал и правой и левой рукой, нужно поставить плюс в графу «Обе руки».

При наличии семейной леворукости заносится в графу «Левая рука», при отсутствии - в графу «Правая рука».

Леворуким будет считаться тот ребенок, у которого в графе «Левая рука» больше плюсов. Если ребенок одинаково хорошо владеет правой и левой рукой, то выбор руки для письма будет определяться не только тем, какой рукой он рисует и пишет, но и тем, каково качество рисунка и левой и правой рукой.

 Можно выбрать дополнительные задания, например из тех, которые предлагает французская исследовательница М.Озьяс:

  1. Почистить обувь щеткой.
  2. Вставить стержень в отверстие пуговицы (бусины) и поднять ее.
  3. Намотать нитку на катушку (лучше использовать деревянные катушки).
  4. Перелить воду из одного сосуда в другой.
  5. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать «мишень» на листе бумаги).
  6. Отвинтить   гайку   рукой   (ключом).   Можно   использовать   детали металлического или пластмассового конструктора.
  7. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр (во флакон с узким отверстием).
  8. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.
  9. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
  10. Продеть нитку в иголку.
  11. Стряхнуть с себя соринки, пыль.
  12. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
  13. Достать бусинку ложкой из стакана.
  14. Позвонить в колокольчик.
  15. Закрыть, открыть застежку-молнию.
  16. Выпить воду из стакана.

В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3,4,6,12-14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.


Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.