Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики речи, познавательного, моторного развития для логопедов, педагогов, психологов, дефектологов.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djНапишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Тел.+37529 7262468

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Структура общего недоразвития речи предполагает нарушения как звуковой, так и смысловой стороны речи, т.е. наряду с фонетико-фонематическим ее недоразвитием отмечаются и лексико-грамматические нарушения. Большинство поступающих в логопедические группы детей имеют III уровень ОНР, характеризующийся небольшим словарным запасом, содержащим в основном существительные, слабым использованием глаголов, прилагательных, наречий, предлогов. Для построения объемной, грамотной речи, необходимой для общения, и равномерного формирования словарного запаса, желателен понедельный подбор лексических тем.

 Работа по каждой теме начинается с вводного занятия познавательного характера, раскрывающего основные понятия по данной теме. Грубой ошибкой нужно считать такой подход к изучению темы, когда педагог, не ознакомив с понятиями, знаниями, словарем по теме, начинает разбор лексической темы с опроса детей. Естественно, положительного результата не будет: у ребенка появятся неуверенность и страх перед пользованием речью. Ведь, получив информацию, он должен ее осмыслить, соотнести образ с названием, попробовать самостоятельно повторить. Только после этого у него появляются уверенность в своих знаниях и естественное желание высказываться, не стесняясь. Конечно, такое желание будет формироваться постепенно, в зависимости от степени усвоения материала ребенком, характера нарушения речи и от других естественных факторов.

Проводя вводное занятие, логопед отмечает уровень знаний детей по теме и выстраивает последующие требования к ним. Здесь следует подчеркнуть целесообразность изменения содержания в зависимости от качественного состава группы или подгруппы детей, их потенциальных возможностей. После освоения предметного словаря отрабатываются словари признаков и действий с подбором слов к предметам и словосочетаний по изучаемой теме. Например: красная, вязаная, теплая шапка; кошка спит, мурлыкает, подглядывает. При прорабатывании словаря действий важно обозначать, что может делать предмет или что можно сделать с предметом, обязательно уточнив и различив эти значения. Такой опыт дает предпосылки к формированию связной речи, в частности к составлению рассказа-описания. На первом же занятии можно отрабатывать грамматические формы: единственное и множественное число, родовые понятия, другие виды грамматических заданий. Все зависит от степени усвоения материала и практической возможности детей.

Опрос надо начинать с самых активных, уверенных, более смелых детей. Постепенно умело и корректно предлагать повторить более слабых, но согласных на контакт, и, наконец, самых слабых детей, используя различные приемы: «Повтори со мной», «Давай скажем вместе», добиваясь желания сказать самостоятельно. Для тех детей, которые трудно усваивают материал, нужны индивидуальные занятия. Добиваясь желания говорить, педагог развивает у ребенка уверенность в своей речи, т.е. речевую активность. Работе над лексикой, неразрывно связанной с работой над грамматикой, посвящается второе занятие по изучению той или иной лексической темы. Так, образование притяжательных прилагательных можно изучать по темам: «Домашние животные» и «Дикие животные»; образование дательного падежа в игровом задании «Кому что нужно?» по теме «Профессии»; образование относительных прилагательных по темам: «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания»; формирование падежных конструкций по темам: «Кому что нужно?», «Чего не стало?», «Что без чего не бывает?», «Что с чем?» и др. Образуя различные грамматические формы, преобразуя слова, образовывая новые формы слов, соединяя слова в словосочетания, предложения, ребенок развивает и формирует грамматический строй, который и станет фундаментной базой для развития связной речи.

При еженедельном изучении лексической темы параллельно проводится постановка звуков в словах, словосочетаниях, предложениях. При работе по изучению звуков и коррекции звукопроизношения активно используются различные грамматические формы. Например, при работе со звуком [ж] можно взять прилагательное желтый: желтый жук, желтая жаба. Получив словосочетания различного родового значения, логопед изменяет эти значения по падежам, в том числе с употреблением предлогов, а используя единственное и множественное число существительных, сочетает их с прилагательными, числительными.

Для более гармоничного и успешного коррекционно-образовательного процесса, педагог подбирает звук, созвучный с такими темами, как: «Овощи» (гласный звук [о]), «Зима», «Зимующие птицы» (группа свистящих звуков), «Деревья» (звук [д] — дуб, дубрава, дрова, дым, доска).

Работу по словообразованию и формированию понятий о родственных словах, синонимах, антонимах, омонимах, образованию сравнительной степени прилагательных необходимо проводить по всем лексическим темам. Причем не просто образовывая слова, а обязательно проговаривая их в словосочетаниях и предложениях.

Вместе с образованием сравнительной степени прилагательных формируются сравнительные предложения: «Деревянный дом ниже, чем кирпичный», «Кирпичный дом выше, чем деревянный». Очень важно новые слова и словообразования употреблять в предложениях для дальнейшего использования при составлении рассказов.

Развитие и формирование связной речи — следующий этап при изучении лексической темы. Этому можно посвятить третье занятие по изучению лексической темы. Начинать работу по формированию связной речи надо с формирования предложения, постепенно усложняя и обогащая его, подтверждая главный принцип педагогики: от простого к сложному. Очень важную роль в формировании связной речи играют рассказ-описание, рассказ-сравнение, в которых желательно назвать как можно больше признаков, тем самым закрепляя знания и активизируя речь. Сравнивая предметы, ребенок усложняет и мыслительный процесс, называя признаки как минимум двух предметов, различая и противопоставляя их. Положительно влияют на развитие связной речи задания по творческому сочинительству (изменение событий, придумывание конца или продолжения). Для этого можно использовать игровые моменты: «что было до...», «что будет после...», «как быть, если...», «а как бы ты поступил...» и др. Хороший результат дают рассказы-превращения. Дети с удовольствием превращаются в платьица, морковку, автобус и т.д.

При составлении рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картин также следует соблюдать принцип от простого к сложному. Например, в серии картин можно не представлять одну из них, неважно, какая это будет картина — первая, вторая, третья. Озаглавливать каждую не только существительным, но и глаголом. Например, составляя рассказ по серии «Кормушка», дети так озаглавили каждую: «Снег на кормушке», «Помощники», «Друзья птиц», «Дети пришли на выручку», «Веселое щебетанье». Когда детям было предложено озаглавить словами-действиями, поступили предложения: «Засыпал», «Помогли», «Радуются».

При такой подготовке к формированию связной речи дети обогащают словарный запас, запас грамматических образов, учатся манипулировать словообразованием и словоизменением, т.е. менять, изменять, добавлять, самостоятельно придумывать новые формы слов, употреблять их в собственной речи.

Источник: Циркунова Н.И.Формирование лексико-грамматических форм речи у детей с ОНР // Логопед - №3 - 2013

Важное

Мы Вконтакте

Статьи для психолога

Социально-психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка-инвалида по соматическому заболеванию

В современных условиях семья является одним из ос­новных объектов социально-психологической помощи. Это объясняется обострением социальных, психологических, экономических проблем, которые резко увеличивают число обращений за помощью в учреждения системы социальной защиты. Именно поэтому существует необходимость особенного внимания к семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды.

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Если ребенок заикается

Заикание относится к нарушениям темпа речи. В мире от него страдают примерно 1% взрослых и 2–3% детей. Причем у мальчиков оно наблюдается в три раза чаще, чем у девочек.

К сожалению, с годами заикание само не проходит. Каковы причины этой проблемы? Как предотвратить у ребенка заикание или помочь ему избавиться от такого нарушения?

Об этом и пойдет разговор в сегодняшней статье.

Подробнее...

Статьи для педагога

Лечебная физкультура для зрения

У многих детей в школьный период портится зрение. Причина этого – в чрезмерной нагрузке на глаза как в классе, так и при выполнении уроков и сидении за компьютером дома. Все это усугубляется тем, что дети занимаются за партой с горизонтальной поверхностью и потому при зрительной работе вблизи вынуждены наклонять голову. А поскольку мышцы их шеи развиты слабо и они не могут долго держать голову в вынужденном положении, она опускается все ниже и ниже. Таким образом глаза слишком приближаются к предмету работы и мышцы этих органов сильно напрягаются. В результате подобных длительных нагрузок у ребенка возникает спазм аккомодации. Это – нарушение, которое постепенно приводит к близорукости.

Подробнее...

Помогу с написанием любой студенческой работы. Без посредников.Пишите: cola5@ya.ru