Вверх
Напишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!
e-mail: cola5@yandex.ru
Проект адресован администрации школы, руководителям методических объединений, педагогам с целью демонстрации возможностей интеграции в образовании, обучения проведению интегрированных уроков. Предлагаемые материалы помогут организовать работу методического объединения учителей начальных классов на протяжении учебного года и содержат три семинара, посвященных проблеме интеграции в образовании.
Деловая игра “Современный урок. Каким ему быть?”
Цель: разработать критерии современного урока.
Регламент: 1 час.
Оборудование: анкеты, бумага, ручки, диаграммы результатов анкетирования.
Ведущий объявляет тему, цель и план проведения семинара.
Участники семинара в течение 20 минут отвечают на вопросы анкеты (см. приложение). Анкетирование направлено на выявление обязательных критериев современного урока.
Ведущий знакомит аудиторию с результатами опроса, выделяет наиболее типичные ответы, отмечает тенденции, формулирует выявленные проблемы.
Участники делятся на группы. Опираясь на результаты анкетирования и собственные знания и представления об оптимальной структуре учебного занятия, каждая группа должна определить:
На выполнение задания отводится 15—20 минут. Участники должны придерживаться следующих правил совместной работы (выработаны доктором педагогических наук, профессором С. Г. Воровщиковым):
Представители каждой группы знакомят аудиторию с результатами совместной работы. Ведущий фиксирует предлагаемые критерии современного урока и способы их достижения. По результатам семинара разрабатывается программа действий педагогического коллектива, направленная на формирование качественно нового урока.
Педагоги делают вывод, что основное требование к уроку — подготовка конкурентоспособного выпускника с высоким уровнем знаний, владеющего ключевыми умениями и навыками, способного социализироваться в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях. Выполнению данного требования способствует, в том числе, налаживание на занятиях межпредметных связей.
Теоретический семинар на тему “Интеграция как методическое явление”
Цель: выявить возможности интеграции в начальном обучении.
Регламент: 2 часа.
Обеспечение: листы бумаги, ручки, мультимедийная установка, карточки с вопросами, ват ман.
ХОД СЕМИНАРА
Ведущий объявляет тему, цель и план проведения семинара.
Выступление ведущего с лекцией.
Теоретические основы проблемы интеграции в обучении
Существующая система образования предметоцентрична — учебные предметы функционируют автономно. Подобная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире усиливаются тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Возникает потребность в объединении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т. е. необходимость налаживания межпредметных связей учебных дисциплин. В свою очередь, подобные инновационные процессы в системе педагогического образования вынуждают искать пути совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов, всесторон не раз ви тых лич нос тей.
Интегрированное (синтетическое, совмещенное) обучение способствует оптимизации учебно-познавательной деятельности, преследует цель развития образного мышления ученика. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. Зарождается своеобразная научная деятельность, в которой роль исследователей выполняют сами ученики. Интегрированные уроки сопровождаются открытиями и находками, а потому становятся чрезвычайно привлекательной формой работы для ребенка. Непривычный ход занятия пробуждает интерес и стимулирует активность. Интегрированные уроки как нельзя лучше раскрывают и творческий потенциал педагога, дают ему замечательную возможность выйти на новый уровень отношений с классом.
Понятие “интеграция” в системе обучения может принимать два значения:
Интеграция направлена на расширение существующей узкой специализации в обучении. При этом она не заменяет преподавание классических учебных предметов, а лишь соединяет получаемые знания в единую систему. Интеграция возможна только в случае родства наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадения или близости объекта изучения; наличия общих методов и теоретических концепций изложения учебного материала.
Тактику внедрения интеграции в начальное обучение и воспитание обусловливает ряд факторов. Способствует процессу наличие у ребенка большого интеллектуального потенциала, который в традиционном обучении задействуется не в полной мере. Усложняет процесс необходимость изложения интегрированного курса так, чтобы детям младшего школьного воз рас та было понятно и интересно. Частично эта проблема решается за счет быстро го тем па подачи учебного материала — у детей концентрируется внимание на предмете, усиливается по зна ва те ль ная деятельность. Сталкиваясь с меж предметными по знавательными задачами, ученик направляет свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находятся известные предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе установленных межпредметных связей.
Интеграция в начальной школе
Интегрированный урок подразумевает обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении определенного понятия, темы или явления. Он строится на основе одного предмета. Остальные, интегрируемые с ним, являются второстепенными, сопутствующими, помогают шире изучить сущность изучаемого явления, понять его связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике. Интегрированный урок подразумевает совместную работу двух и более учителей, хотя такие занятия может проводить и один педагог, владеющий материалом интегрируемой дисциплины. Показателем уровня интегрированности является вовсе не механическое объединение материала учебных дисциплин в рамках одного урока или курса, а круг задач, который позволяет решить такой урок. В современной школе выделяют четыре уровня интеграции.
Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания — повышение самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явле ний, круг ко то рых уве ли чи ва ется за счет дру гих пред ме тов. Уче ни ки мо гут спра ви ть ся с подобной работой, только если владеют приемами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать свое время.
В начальных классах интеграция носит коллективный характер, т. е. “немного обо всем”. Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них элементарные представления. По мере обучения они получают новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся. Сложность интегрированных уроков заключается в необходимости сохранять динамическое развитие любой темы от ее введения до закрепления. В свою очередь, эти занятия позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, избежать дублирования материала по разным предметам, уделить больше внимания (в различных формах) тем целям, которые преследуются в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).
Про ведение интегрированного занятия требует от учителя основательной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Педагог должен знать, когда и какие предметы целесообразно интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата в обучении младших школьников. Разрабатывая такой урок, учитель должен:
Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Структура урока также может быть различной. Можно составить один большой урок из мини-уроков, построенных на материале других дисциплин. Возможен вариант построения интегрированного урока как серии модулей (алгоритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, умения,навыки.
ТИПЫ И ФОРМЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ
Структура: организационный момент; постановка цели; актуализация знаний; изучение нового материала; первичное закрепление, обобщение и систематизация знаний; подведение итогов; домашнее задание.
Цель: организовать работу по усвоению учащимися понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.
Формы проведения:
Структура: организационный момент; постановка цели; проверка домашнего задания; актуализация знаний; выполнение задач стандартного, реконструктивно-вариативного, творческого типа; контроль сформированности умений и навыков; подведение итогов; домашнее задание.
Цель: сформировать у учащихся умения и навыки, предусмотренные учебной программой.
Формы проведения:
Структура: организационный момент; постановка цели; проверка домашнего задания; актуализация знаний; решение практических задач; составление отчета по выполненной работе, подведение итогов; домашнее задание.
Цель: применение знаний на практике.
Структура: организационный момент; постановка цели; оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях; подведение итогов; домашнее задание.
Цель: обобщить и систематизировать знания, закрепить сформированные умения и навыки. Уроки данного типа проводятся на завершающей стадии изучения крупной темы или в конце учебной четверти, года.
Формы проведения:
Структура: организационный момент; постановка цели; проверка уровня усвоения знаний учащимися, сформированности умений и навыков (в устной, письменной или комбинированной форме); подведение итогов.
Цель: осуществить систематизацию и контроль знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕГРАЦИИ
Педагоги делятся на группы, и каждая получает карточку с вопросом для обсуждения информационного блока:
Результаты групповой работы могут быть представлены в устной форме, на доске или внесены в таблицу (ватман).
Педагоги делают вывод о том, что за интегрированным обучением будущее образовательного процесса.
Семинар-практикум на тему “Как разработать и провести урок сценирования?”
Цель: изучить методику организации и проведения урока сценирования.
Регламент: 3 часа.
Оборудование: учебники, видеоурок, компьютер, ножницы, клей, бумага, ручки.
ХОД СЕМИНАРА
Ведущий сообщает тему, цель и план работы семинара.
УРОК СЦЕНИРОВАНИЯ И МЕТОДИКА ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
Задача современной системы образования — подготовка специалистов широкого профиля, которые способны хорошо ориентироваться как в гуманитарных, так и в естественнонаучных дисциплинах, решать комплексные проблемы и проявлять компетентность в различных областях деятельности. Соответственно, возрастают требования к стандартам образования, происходит их переориентация на достижение метапредметных результатов — обучение школьников универсальным учебным действиям, которые могут быть применены на уроках по другим предметам, а также в новых для ребенка ситуациях. Эффективно решаются данные задачи на интегрированных уроках и уроках сценирования. Перечислим основные различия между ними:
Как сценировать и провести учебное занятие? Рассмотрим основные этапы.
Зависит от типа урока. Сценирование уместно на уроке:
Зависит от выбранной темы урока и его типа.
Материал подбирается в соответствии с программами по предметам, выбранным для интеграции, с привлечением дополнительных источников для большей информативности и расширения кругозора учащихся. Это могут быть стихи, фразеологизмы, загадки, пословицы, занимательные факты (“Памятники”, “Книга рекордов Гиннесса” и т. д.), сведения из энциклопедий.
Зависит от целей и задач урока, возрастных особенностей и уровня развития учащихся.
Последовательное расположение заданий по теме урока — от простого к сложному. Должны прослеживаться связь между предметами и плавный переход от одного этапа к другому, чтобы не терялась основная мысль, а в центре внимания оставался предмет, вокруг кото- ро го стро ится урок.
Зависит от темы, целей, задач, типа урока и цели конкретного задания:
Чаще всего на сценическом уроке используются все вышеназванные формы работы.
В зависимости от возраста школьники могут:
Включаясь в подготовку урока, учащиеся становятся его полноправными авторами, а не сторонними наблюдателями. Фактически имеет место коллективное творческое дело.
Наглядность к уроку сценирования обязательна, она должна быть содержательной, яркой, запоминающейся.
Рефлексия (педагогическая и психологическая) должна проводиться на каждом этапе и в конце урока.
Учителя делятся на группы, получают план — конспект урока, необходимые учебники и дополнительную литературу. Задача каждой группы — сконструировать урок сценирования по следующей схеме:
Слушатели делают вывод, что интеграция — это инновационная форма работы в обучении.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для учителей
Характеристики урока
свойственные моим урокам |
не свойственные моим урокам |
|
|
|
|
|
а)согласен / согласна;
б)сомневаюсь;
в)не согласен / не согласна.
Источник: Степанова, А.Е.Интеграция знаний как способ создания целостной развивающей среды / А.Е. Степанова, А.Н. Карнилова // У дапамогу намеснiку дырэктара, 2013. - №1(3).