Дерзкий ученик младших классов может быть серьезной проблемой для учителя, который хочет поддерживать дисциплину и уважение в классе. Особенно сложно, если ребенок практически неуправляемый и не следит за тем, что он говорит, например, в его речи используется нецензурная брань.  Как справиться с таким учеником педагогу и не потерять авторитет? 

1. Постарайтесь понять причины дерзкого поведения. Может быть, ученик испытывает трудности в обучении, не чувствует себя комфортно в коллективе, страдает от недостатка внимания или любви в семье, имеет проблемы со здоровьем или психикой. Попробуйте выяснить, что беспокоит ребенка, и предложить ему свою помощь и поддержку. Возможно, ученик просто хочет привлечь к себе внимание и не знает, как это сделать по-другому.

2. Установите четкие правила и границы в классе. Объясните ученикам, какое поведение вы ожидаете от них, и какие последствия будут за нарушение правил. Будьте последовательны и справедливы в применении наказаний и поощрений. Не допускайте, чтобы дерзкий ученик нарушал порядок и мешал другим учиться. Не вступайте в конфликт с ним, не кричите и не оскорбляйте его. Сохраняйте спокойствие и уверенность. Покажите ученику, что вы контролируете ситуацию и не дадите себя спровоцировать.

3. Не игнорируйте дерзкого ученика, но и не уделяйте ему слишком много внимания. Постарайтесь найти баланс между тем, чтобы не дать ему чувствовать себя отверженным или невидимым, и тем, чтобы не поощрять его негативное поведение. Включайте ученика в учебный процесс, задавайте ему вопросы, давайте ему возможность высказаться, похвалите его за успехи и усилия. Но не делайте это слишком часто или нарочито, чтобы не вызвать ревность или недовольство у других учеников. Не давайте ученику чувствовать, что он лучше или хуже других, а что он равен им и должен уважать их.

4. Сотрудничайте с родителями дерзкого ученика. Своевременно информируйте их о проблемах в поведении их ребенка, а также о его достижениях и положительных качествах. Постарайтесь установить доверительные и конструктивные отношения с родителями, не обвиняя их в чем-то, а предлагая совместно искать решения. Попросите родителей поддержать вас в соблюдении правил и границ в классе, а также помочь ребенку справиться с его трудностями и эмоциями. Не стесняйтесь обращаться за помощью к психологу, социальному педагогу или другим специалистам, если считаете, что ситуация требует их вмешательства.

Вот несколько примеров фраз, которые учитель может использовать, чтобы успокоить дерзкого ученика:

Электронные обменники

- "Я вижу, что ты сейчас злишься (или расстроен, или обижен). Что тебя так разозлило (или расстроило, или обидело)? Можешь рассказать мне об этом?" Эта фраза показывает, что учитель замечает и признает эмоции ученика и хочет понять причину его поведения. Это может помочь ученику выразить свои чувства и успокоиться. 
- "Я знаю, что ты умный (или талантливый, или креативный) ученик, и я ценю твои способности. Но когда ты говоришь (или делаешь) такие вещи, ты не проявляешь свой потенциал и не уважаешь себя и других. Ты можешь лучше. Подумай, как ты можешь исправить свою ошибку и извиниться перед теми, кого ты обидел." Эта фраза показывает, что учитель уважает ученика и верит в его возможности, но не одобряет его дерзкого поведения. Это может помочь ученику почувствовать ответственность за свои действия и желание их исправить. 
- "Я понимаю, что тебе скучно (или трудно, или неинтересно) на уроке, и ты хочешь развлечься (или отвлечься, или поспорить). Но когда ты ведешь себя так, ты мешаешь не только мне, но и всему классу. Это несправедливо по отношению к другим ученикам, которые хотят учиться и получать хорошие оценки. Давай договоримся, что ты будешь внимательнее и тише на уроке, а я постараюсь сделать его более интересным и разнообразным для тебя." Эта фраза показывает, что учитель пытается учесть интересы и потребности ученика, но также требует от него соблюдения правил и уважения к другим. Это может помочь ученику почувствовать себя участником учебного процесса и сотрудничать с учителем.

Если ученик кричит на учителя матом, то учитель может сказать ему одну из следующих фраз:

- "Я не собираюсь разговаривать с тобой, пока ты не успокоишься и не перестанешь говорить матом. Это неуважительно и неприемлемо. Если ты хочешь, чтобы я тебя слушал и понимал, то выражай свои мысли и чувства нормальными словами." Эта фраза показывает, что учитель не дает себя спровоцировать и не вступает в конфликт, но также не игнорирует проблему и требует от ученика соблюдения правил и норм поведения. 

- "Ты знаешь, что материться в школе запрещено. Это не только грубо и некрасиво, но и вредно для твоего развития. Ты можешь потерять друзей, уважение учителей и родителей, а также свое самоуважение. Кроме того, ты можешь получить наказание за свое поведение. Подумай, стоит ли того?" Эта фраза показывает, что учитель пытается объяснить ученику последствия его дерзкого поведения и заставить его задуматься над своими действиями. 
- "Я понимаю, что ты сейчас очень злой (или расстроенный, или обиженный) и хочешь высказать свое мнение. Но когда ты кричишь на меня матом, ты не решаешь свою проблему, а только усугубляешь ее. Ты не добьешься от меня ничего хорошего таким образом. Давай попробуем найти другой способ общаться, который будет удовлетворять и тебе, и мне." Эта фраза показывает, что учитель признает эмоции ученика и хочет помочь ему найти альтернативный способ выражения своих чувств и потребностей.

Вот несколько примеров игр или методов, которые могут помочь учителю успокоить дерзкого ученика начальных классов, если он чувствует, что ребенок на грани и готовится к "проявлению себя":

- Игра "Снежный ком". Учитель просит учеников сесть в круг и дает им мягкий мяч, представляя его как снежный ком. Ученики должны по очереди перебрасывать мяч друг другу, называя при этом свое имя и имя того, кому они кидают мяч. Учитель следит за тем, чтобы все ученики участвовали в игре и не были обижены или оскорблены. Цель игры - развить дружеское общение и взаимоуважение в классе. 

- "Дыхательная гимнастика". Учитель просит учеников сесть поудобнее и расслабиться. Затем он предлагает им выполнить несколько простых упражнений на дыхание, например: глубоко вдохнуть и выдохнуть через нос, затем через рот; вдохнуть и задержать дыхание на счет до пяти, затем медленно выдохнуть; вдохнуть и выдохнуть, издавая разные звуки, например, "шшш", "ффф", "ххх". Цель игры - снять психоэмоциональное напряжение и улучшить самочувствие учеников. 

- Игра "Магический ковер". Учитель просит учеников лечь на парту (на руки) и закрыть глаза. Затем он рассказывает им сказку о том, как они попали на магический ковер, который может унести их в любое место, где они хотят побывать. Учитель описывает разные красивые и интересные места, которые они могут посетить на ковре, например, лес, море, горы, замок, космос и т.д. Ученики должны представлять себе эти места и ощущать их атмосферу. Цель игры - развить воображение и фантазию учеников, а также создать положительные эмоции.

Также полезными могут быть следующие методы и упражнения:

1. Круг общения: Создайте специальное время на уроке для открытого обсуждения чувств и эмоций. Используйте круг общения, где каждый ученик может поделиться своим опытом. Это помогает детям выражать свои чувства и развивать навыки эмоционального интеллекта.

2. Ролевые игры: Включите в уроки ролевые игры, в которых ученики могут исполнять различные роли и решать ситуации, связанные с взаимодействием и уважением. Это способствует формированию навыков социального взаимодействия.

3. Игры на развитие эмпатии: Используйте игры, направленные на развитие эмпатии. Например, упражнения, где дети могут выражать свои чувства через рисунки или письма, а затем делиться своим опытом с классом.

4. Система поощрений: Внедрите систему поощрений, где ученики могут зарабатывать награды за позитивное поведение. Это может включать в себя звезды, символы или другие символы признания, которые создадут мотивацию для поддержания хороших отношений.

5. Творческие проекты: Предложите учащимся совместные творческие проекты, такие как создание коллективного рисунка или разработка мини-спектакля. Это способствует сближению и укреплению командного духа.

Внедрение этих методов и упражнений может помочь создать позитивную атмосферу в классе и способствовать развитию уважительных отношений между учениками.

Автор: Ю.Н. Романова (http://www.psmetodiki.ru)