Важнейшим критерием успешной работы учреждений общего среднего образования является их авторитет в сообществе. А какова роль сельской школы в воспроизводстве профессиональных ресурсов сельского хозяйства? Сельская школа всегда была центром социума. Ко мнению ее администрации и педагогического коллектива прислушивается руководство хозяйства и сельского исполкома. Часть выпускников остается жить и трудиться в сельской местности. Поэтому большое внимание  администрация сельских школ уделяют подготовке будущих членов сельского сообщества. Это требует разработки новых подходов к профориентационной работе с учащимися и родителями.

 Роль специалистов социально-педагогической и психологической службы (СППС) и особенно педагога-психолога в профориентационной работе становится определяющей.

 Профориентацией сельская школа занималась всегда. Академические знания учащихся никогда не были здесь самоцелью, а рассматривались в качестве средства, помогающего ребенку определиться, какую профессию и какой уровень образования выбрать. Для специалистов СППС помощь учащемуся в профессиональном самоопределении должна стать частью социально-педагогической поддержки и психологической помощи.

Выбор профессии и уровня образования у старшеклассников сельских школ не всегда продуман. Специалистам СППС в работе по созданию условий для профессионального самоопределения учащихся необходимо считаться с их желаниями, но при этом помогать увидеть и оценить перспективу. Ребенок не всегда способен сделать это сам. Старшеклассники сельских школ и их родители часто не рассматривают возможности самореализации в сельской местности, которые являются более оптимальными для них по сравнению с городскими.

Рассмотрим два примера организации совместной работы администрации школы и хозяйства по содействию профессиональному самоопределению учащихся.

Пример 1. Существенным фактором, влияющим на профессионально-образовательное самоопределение учащихся в Вертелишковской средней школе, является непосредственная близость к областному центру — городу Гродно. Это обусловливает ориентацию старшеклассников на освоение профессий, востребованных на рынке труда крупного города, и способствует оттоку молодежи. Выпускники школы агрогородка Вертелишки порой недостаточно ориентированы на освоение сельскохозяйственных профессий, народных ремесел, специальностей обслуживающего труда для сельской местности и предпринимательской деятельности на селе. Администрация школы, специалисты СППС, классные руководители стремятся максимально привлечь к профориентационной работе родителей, представителей субъектов хозяйствования разной формы собственности, сельское сообщество в целом, благодаря чему учащиеся получают возможность оценить широкий спектр профессий, необходимых для развития села.

Профориентационное взаимодействие школы и семьи осуществляется в несколько этапов и представляет собой целую систему (см. схему).

Цель первого этапа — пропедевтического — подведение учащихся к необходимости осознанного выбора профессии с учетом своих особенностей, способностей, интересов. Такая работа ведется в течение всего периода школьного обучения, но доминирует в начальной школе. Основным содержанием деятельности специалистов на данном этапе является:

  • для педагога-психолога — выявление специфики личности каждого школьника, намечающихся у него профессиональных интересов;
  • для учителей — организация профориентационных игр;
  • для администрации — формирование у учащихся уважения к труду через посильную трудовую деятельность в сельском хозяйстве.

На втором этапе — поисково-зондирующем — педагоги школы изучают интересы семьи, знакомят учащихся с профессиями, востребованными в агро-городке, в т. ч. во время мероприятий, организованных с помощью родителей. Эти мероприятия носят преимущественно развивающий характер, проводятся в коллективной форме, дают возможность включиться в профессиональную деятельность (см. фото). Профпросвещение на этом этапе предусматривает знакомство учащихся с кратким описанием профессий, разработанным специалистами центров занятости населения, расширение осведомленности о профессиях, проведение у учащихся коррекции социального и индивидуального рейтинга профессий.

Третий этап профориентационной работы — формирование личностного смысла профессионального выбора. Учащемуся помогают определить, зачем ему осваивать данную профессию, что именно в ней привлекает, соотнести выбор профессии с выбором места жительства, ориентацией на создание семьи и рождение детей, на достаток и досуг.

На четвертом этапе — завершающем— идет формирование профориентационных компетенций учащихся, коррекция выбора уровня и места получения образования, осуществляются диагностика профнаме-рений, мотивов выбора профессии, коррекция ориентации на уровень образования и способы его получения, а также диагностика качеств, необходимых для освоения выбранной профессии (тестирование). Фиксируется динамика развития общих и специфических способностей, уровня функциональной грамотности. Учащиеся, выбравшие конкретные профессии, знакомятся с их развернутыми и полными описаниями (профессиограммами), составленными специалистами центров занятости. Завершающий этап проводится в старших классах по трем направлениям: психолого-педагогическому, медицинскому, справочному. В результате создается развернутая профориентационная характеристика на выпускника школы.

Показателем эффективности работы школы по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения школьника может служить доля учащихся-выпускников, осуществивших свой профессиональный выбор и выбор уровня образования в соответствии с рекомендациями педагогических коллективов. Необходим также анализ причин самоопределения, которое не соответствовало рекомендациям.

Пример 2. Еще одной моделью профориентационной работы в сельском сообществе является открытое пространство поддержки образовательно-профессионального самоопределения, созданное в Никитихинской средней школе Шумилинского района (Беларусь).

В «вертикальной» (связанной с этапами взросления) системе психолого-педагогической поддержки образовательно-профессионального самоопределения учащихся выделено два направления:

♦     диагностическое (диагностика мотивации к учебной деятельности, индивидуальных особенностей, склонностей, мотивов саморазвития, трудовой деятельности и профессиональной направленности);

♦     развивающее (профконсультирование, профинформирование, элементы проф-обучения в процессе производительного труда).

Контрольные этапы для данных направлений деятельности — написание сочинения по темам:

♦     «Профессии моей семьи» (III класс);

♦     «Профессии вокруг меня» (VIII класс);

♦     «Я в мире профессий» (X класс).

В процессе преподавания учащихся информируют о связи учебного предмета с определенными профессиями (профориентационные минутки на уроках и проф-ориентационные предметные уроки).

Профориентация является одним из направлений работы научного общества учащихся (НОУ). Все исследовательские работы членов НОУ, которые тем или иным образом касались мира профессий, были представлены на секции научно-практической конференции общества «Я и профессия».

Трудовое обучение учащихся также способствует созданию условий для образовательно-профессионального самоопределения. В школе обеспечены условия для пробы сил в различных профессиях.

В «горизонтальной» системе психолого-педагогической поддержки образовательно-профессионального самоопределения объединяются школа, семья, социум. Одна из главных задач родителей — способствовать правильному образовательно-профессиональному выбору своих детей. А задача школы — формировать у родителей представления об их роли в правильном   выборе   ребенком   профессии и образования. Наряду с традиционными родительскими собраниями («Профессии, которые выбирают наши дети», «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников») проводятся тематические родительские вечера, индивидуальные консультации родителей.

Важная роль в поддержке образовательно-профессионального самоопределения отводится социальным партнерам школы. Учреждения дополнительного образования расширяют круг интересов ребенка, развивают его способности. Учреждения высшего и среднего специального образования проводят дни открытых дверей, олимпиады и конкурсы для старшеклассников, экскурсии, семинары-практикумы для педагогов школы, организуют индивидуальную работу с учащимися. Специалисты службы занятости ведут диагностическую, профконсультационную работу с учащимися по запросам родителей и школы.
Главными партнерами школы в психолого-педагогической поддержке профессионального самоопределения являются предприятия, организации и фирмы, расположенные в поселке и на территории района. Знакомство учащихся с особенностями производства, востребованными профессиями, привлечение к посильной работе в качестве стажеров, предоставление рабочих мест на время каникул, размещение производственных заказов в школьных мастерских, помощь в исследовательской деятельности — важные направления партнерской работы. Поселковый совет, районный отдел образования предоставляют необходимую информацию, помогают в заключении договоров с предприятиями, оказывают финансовую поддержку профориентационной деятельности школы. Всей системой работы по профориентации подростков управляет координационный совет. В его состав входят директор школы, представитель родительского комитета, творческая группа педагогов, представители организаций и предприятий-партнеров. Проводится мониторинг эффективности деятельности открытой системы школы по содействию профессиональному самоопределению по количественным и качественным критериям.

Количественные критерии:

  • количество проведенных консультаций за год;
  • количество учащихся, последовавших рекомендациям педагогов и психологов-профконсультантов;
  • количество выпускников, успешно опре делившихся в профессионально-образовательной сфере.

Качественные критерии:

  • соответствие желаний («хочу»), возможностей («могу») и потребностей рынка труда («надо»);
  • относительная устойчивость профессиональных намерений;
  • уровень самостоятельности при планировании профессионального будущего
  • реалистичность и гибкость профессионально-образовательных намерений;
  • оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему. Систематическая   психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся предполагал создание в школе кабинета профориентационной работы. В нем желательно иметь
  • справочники и планы набора в учреждения профессионального, среднего специального и высшего образование уточненные и откорректированные п каждому году;
  • информацию о потребностях в трудовых ресурсах в регионе;
  • классификационные списки специальностей;
  • условия приема на производства в регионе;
  • набор профессиограмм, т. е. подробно и систематическое описание профессий.

Система психолого-педагогической поддержки образовательно-профессионального самоопределения в сельской школе действующая по принципам комплексности, целостности, открытости, учета региональной и поселенческой специфики, позволит старшекласснику осуществить выбор профессии и уровня образования учетом личных интересов, а также интересов сообщества и региона.

Источник: С.Буйновская, А.В. Скрипкина. Где родился, там и пригодился / Диалог - №2- 2013. с. 11-15