Источник: Панфилова А. П. Тренинг педагогического общения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Акаде­мия», 2006. — 336 с.

Фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию.

Цель: исследование существующих стилей фасилитации.

Время выполнения: от 45 мин до 1 ч. Число участников: не менее 5 человек. Обстановка: учебный класс, стулья в соответствии с количеством участников, доска с мелом, бумага и маркеры.

 Методика: Д. Хирон проанализировал основные стили фасилитации, соответствующие, по его мнению, шести типам консультанта:

- директивный стиль;

-   информативный стиль;

-   конфронтационный стиль;

-   катартический стиль;

-   каталитический стиль;

-   стиль, предполагающий самораскрытие.

Человек директивный структурирует консультационные сессии. Человек информативный предлагает массу разной информации и советов. Конфронтирующий консультант просто вступает в конфронтации. Катартический консультант помогает клиенту в выражении имеющихся чувств, а каталитический консультант — это тот, кто «вытягивает» другого человека. Самораскрывающийся — это консультант, который готов поделиться с клиентом личной информацией о себе. Хирон утверждает, что эффективный фасилитатор и консультант — это тот, кто умеет грамотно использовать любой из шести вышеописанных стилей работы фасилитатора.

Стиль работы фасилитатора

Порядковый номер (1—6)

Директивный стиль

 

Информативный стиль

 

Конфронтационный стиль

 

Катартический стиль

 

Каталитический стиль

 

Стиль, предполагающий самораскрытие

 

 После небольшого рассказа об основных стилях фасилитации тренер раздает участникам прилагаемый к данному упражнению вопросник и просит их оценить себя по шестибалльной шкале. Если участник считает, что в своей работе он использует преимущественно катартический стиль, то ставит данному стилю 6 баллов. Следующему, наиболее часто используемому стилю работы, ставит 5 баллов и так далее до 1 балла.

После того как участники проранжиру ют таким образом все шесть стилей, тренер инициирует обсуждение, посвященное сущности предлагаемой схемы и важности гибкости в консультировании.

Оценивание:

Все члены группы по очереди говорят о том, какую пользу они вынесли для себя из данного упражнения. Затем проводится общее обсуждение данного упражнения, в ходе которого тренер выступает в качестве фасилитатора.

Завершение: участникам предоставляется 5 мин на вопросы, выражение чувств, обращение к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.


Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.