Источник: Панфилова А. П. Тренинг педагогического общения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
Фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию.
Цель: исследование существующих стилей фасилитации.
Время выполнения: от 45 мин до 1 ч. Число участников: не менее 5 человек. Обстановка: учебный класс, стулья в соответствии с количеством участников, доска с мелом, бумага и маркеры.
Методика: Д. Хирон проанализировал основные стили фасилитации, соответствующие, по его мнению, шести типам консультанта:
- директивный стиль;
- информативный стиль;
- конфронтационный стиль;
- катартический стиль;
- каталитический стиль;
- стиль, предполагающий самораскрытие.
Человек директивный структурирует консультационные сессии. Человек информативный предлагает массу разной информации и советов. Конфронтирующий консультант просто вступает в конфронтации. Катартический консультант помогает клиенту в выражении имеющихся чувств, а каталитический консультант — это тот, кто «вытягивает» другого человека. Самораскрывающийся — это консультант, который готов поделиться с клиентом личной информацией о себе. Хирон утверждает, что эффективный фасилитатор и консультант — это тот, кто умеет грамотно использовать любой из шести вышеописанных стилей работы фасилитатора.
Стиль работы фасилитатора |
Порядковый номер (1—6) |
Директивный стиль |
|
Информативный стиль |
|
Конфронтационный стиль |
|
Катартический стиль |
|
Каталитический стиль |
|
Стиль, предполагающий самораскрытие |
|
После небольшого рассказа об основных стилях фасилитации тренер раздает участникам прилагаемый к данному упражнению вопросник и просит их оценить себя по шестибалльной шкале. Если участник считает, что в своей работе он использует преимущественно катартический стиль, то ставит данному стилю 6 баллов. Следующему, наиболее часто используемому стилю работы, ставит 5 баллов и так далее до 1 балла.
После того как участники проранжиру ют таким образом все шесть стилей, тренер инициирует обсуждение, посвященное сущности предлагаемой схемы и важности гибкости в консультировании.
Оценивание:
Все члены группы по очереди говорят о том, какую пользу они вынесли для себя из данного упражнения. Затем проводится общее обсуждение данного упражнения, в ходе которого тренер выступает в качестве фасилитатора.
Завершение: участникам предоставляется 5 мин на вопросы, выражение чувств, обращение к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по этой методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.