В современной науке отмечается, что при проведении диагностики лексико-семантического развития детей дошкольного возраста главным является определение степени овладения детьми общественно закрепленными значениями слов.
Источник: Изучение уровня лексико-семантического развития детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие /В.Л.Сиротина. – Челябинск: Челябинский государственный педагогический колледж № 2, 2012. – 32 с.
Обратите внимание на то, что у данного автора есть еще одна методика оценки лексического развития дошкольников.
Диагностика детей младшего дошкольного возраста
Выявить умения:
- Называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы Кто это? Что это?
- Обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы Какой? Какая?
- Называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы Что делает? Что можно с ним делать?
- Употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки).
- Понимать противоположные значения слов (большой - маленький, громко - тихо, бежать - стоять).
Ход обследования
Задание 1. Кукла.
Педагог показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности:
1.Как зовут куклу? Придумай ей имя.
- называет имя в предложении (Я хочу назвать ее Марина);
- дает имя (одним словом);
- не дает имя (повторяет слово кукла).
2.Скажи, какая Марина?
- называет два слова и более (красивая, нарядная);
- называет одно слово (хорошая);
- не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).
З.Что на ней (Марине) надето?
- самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленом платье, белых носочках);
- с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи...» (Это - носочки, это - платье);
- показывает предметы одежды, но не называет.
- Как назвать одним словом? (Педагог называет: «Платье, носки - это...?»)
- называет обобщающие слова (одежда, вещи);
- называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта...);
- повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).
- Какая одежда надета на тебе?
- называет более двух слов (рубашка, майка, брюки);
- называет два предмета одежды (сарафан, майка);
- называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь (тапочки, туфли).
- Что делает Марина? (Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею.)
- называет все действия;
- называет два действия (встала, подняла руку);
- называет одно слово - действие (стоит или сидит).
- Что можно делать с куклой?
- называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);
- называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);
- называет одно слово (играть).
- Саша, попроси Марину вежливо, чтобы она встала, села.
- использует прямую речь и вежливые формы (Марина, встань, пожалуйста);
- называет два глагола в повелительной форме (встань, сядь);
- называет действия не в требуемой форме (встать, сесть).
- Составление совместного рассказа по схеме: «Это... (кукла). Она... (красивая). Ее зовут... (Марина). У нее есть... (красное платье, белый бант). С куклой можно... (играть)».
- заканчивает все предложения;
- заканчивает два предложения;
- называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про свою куклу).
Задание 2. Мяч.
- Какой мяч (дать в руки ребенка)?
- называет два признака и более (круглый, резиновый);
- называет одно слово;
- не называет качеств, говорит другое слово (играть).
- Что с ним можно делать?
- называет более двух слов (глаголов) (подбрасывать, в футбол играть);
- называет два действия (играть, бросать);
- называет одно слово (играть).
- Педагог задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит:
Что я сделала (бросает мяч)? (Бросила.)
А ты что сделал? (Поймал.)
Теперь ты бросай. Что ты сделал? (Бросил.)
А я что сделала? (Поймала.)
- называет все глаголы в нужной форме;
- называет 2-3 глагола правильно;
- называет только одно действие.
- Составим рассказ про мяч: «Это ... (мяч). Он... (круглый, синий). Мяч можно... (катить, ловить, бросать). Я люблю... (играть с мячом)».
- заканчивает предложение, называя 2-3 признака и действия;
- называет по одному слову, повторяя сказанное взрослым;
- не может закончить предложение, начатое взрослым.
Задание 3. Картина «Кошка с котятами».
- Педагог спрашивает: «Кто это? (Кошка.) Какая она?»
- самостоятельно отвечает (Это - кошка, у нее котята. Кошка черная);
- отвечает по вопросам педагога;
- описывает своего кота (из опыта) (У меня есть кот Мартын, он очень толстый).
- Как назвать детеныша кошки?
- называет правильно (единственное число - котенок, котик);
- вместо единственного называет множественное число (котенка, котята);
- не выполнил задания.
- Когда много детенышей, как сказать?
- называет множественное число (котятки, много котят);
- вместо множественного числа называет единственное число (котеночек, котик);
- не выполняет задания.
- Педагог говорит: «Сравним кошку и котят. Кошка большая, а котята... (маленькие); у кошки хвост длинный, а у котенка... (короткий); кошка бегает быстро, а котята... (медленно); кошка-мама мяукает громко, а котята… (тихо)».
- отвечает на все задания;
- выполняет 2-3 задания;
- отвечает на одно.
- Совместное рассказывание. «Это... (кошка). Она... (большая). У кошки есть... (котята). Кошка любит... (своих котят; играть, лакать молоко)».
- заканчивает все предложения;
- заканчивает 2-3 предложения;
- называет одно слово.
Задание 4.
- Как одним словом назвать куклу, мяч?
- называет обобщающее слово (игрушки);
- перечисляет названия (Катя, мяч);
- говорит одно слово (кукла).
- Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем?
- составляет рассказ из личного опыта (У меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж.);
- перечисляет игрушки;
- называет одну игрушку.
Оценка результатов: Если ответы ребенка подходят под №1, он получает 3 балла; если ответы соответствуют №2 - 2 балла; если ответы соответствуют №3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов оцениваются в 3 балла - это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла - это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу - это средний (или ниже среднего) уровень.
Диагностика детей среднего дошкольного возраста
Выявить умения:
- Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова.
- Понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда).
- Подбирать признаки, качества и действия к названию предметов.
- Сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.
Ход обследования
Серия заданий: Кукла.
Педагог показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.
- Скажи, что такое кукла?
- дает определение (кукла - это игрушка, с куклой играют);
- называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит);
- не выполняет задание, повторяет слово кукла.
- Какая на кукле одежда?
- называет более четырех слов;
- называет более двух вещей;
- показывает, не называя.
- Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.
- дает правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой);
- дает только глаголы - побегай, помаши;
- дает неправильные формы.
- К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?
- называет слово посуда;
- перечисляет отдельные предметы посуды;
- называет один предмет.
- Какую посуду ты знаешь?
- называет более четырех предметов;
- называет два предмета;
- называет один предмет.
- Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу), масло (в масленку), соль (в солонку)?
- правильно отвечает на все вопросы;
- отвечает на три вопроса;
- выполняет только одно задание.
- Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (Показать картинку с разной посудой.)
- называет по цвету (или форме и величине);
- перечисляет отдельные признаки (эта чашка - зеленая, эта - красная, эта - высокая);
- называет одно отличие.
- Назови, что это? Стеклянный, прозрачный - это стакан или ваза? Металлическая, блестящая - это вилка или нож? Глиняное, расписное - это блюдо или тарелка?
- выполняет все задания;
- выполняет два задания;
- выполняет одно задание.
- Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая... (мелкая); один стакан высокий, а другой... (низкий); эта чашка чистая, а эта ... (грязная).
- правильно подобрал все слова;
- выполнил два задания;
- выполнил одно задание.
- У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?
- называет ручку у 3-4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика);
- называет две ручки (у кастрюли, сковородки);
- показывает ручку у чашки.
Серия заданий: Мяч.
- Воспитатель показывает два мяча и спрашивает: «Что такое мяч?»
- дает определение (мяч — это игрушка; он круглый, резиновый);
- называет какой-то признак;
- повторяет слово мяч.
- Что значит бросать, ловить?
- объясняет: бросать - это я кому-то кинул мяч, а другой поймал;
- показывает движение и нацеливает, говорит - бросил;
- только показывает движение (без слов).
- Сравни два мяча, чем они отличаются и чем похожи?
- называет признаки: оба круглые, резиновые, мячами играют;
- называет только различия по цвету;
- говорит одно слово.
- Какие игрушки ты знаешь?
- называет более четырех игрушек;
- называет более двух;
- говорит одно слово.
Серия заданий: Картина «Собака со щенятами».
- Воспитатель спрашивает: «Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?»
- обобщает: Собака - это животное; собака лает. Она пушистая;
- называет: Это собака, она черная;
- повторяет за взрослым одно слово.
- Как зовут детенышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки... (медленно). Собака лает громко, а ее детеныши... (тихо).
- называет детеныша, заканчивает предложения;
- называет детеныша словом собачонок;
- говорит одно слово.
- Что умеет делать собака? (Лаять, бегать, грызть косточку.) Если собака увидит кошку, она ... (залает, побежит за ней).
- называет 3-4 действия;
- называет два действия;
- говорит одно слово.
- Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются. Загадки: «Большая и лохматая - это собака или щенок?», «Маленький и пушистый - это щенок или собака?»
- отвечает на все вопросы;
- выполняет только одно задание;
- называет одно - два слова.
Оценка результатов:
Если ответы ребенка подходят под №1, он получает 3 балла; если ответы соответствуют №2 - 2 балла; если ответы соответствуют №3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов оцениваются в 3 балла - это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла - это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу - это средний (или ниже среднего) уровень.
Диагностика детей старшего дошкольного возраста
Выявить умения:
- Активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации.
- Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи.
- Понимать и употреблять разные значения многозначных слов.
- Дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).
Ход обследования
Серия заданий 1.
1.Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
- правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);
- называет отдельные признаки, действия;
- называет 1-2 слова.
- Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
- выполняет все задания, называет 1-2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
- подбирает слова к 2-3 прилагательным;
- подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
- Что называют словом ручка!
- называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);
- называет два значения этого слова;
- перечисляет предметы, которых есть ручка (1-2 слова).
- Придумай предложение со словом ручка.
- составляет грамматически правильно предложение из трех слов;
- называет два слова (словосочетания);
- называет только одно слово (ручка).
- Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т.п.). Ручкой можно... (писать, открывать дверь).
- правильно заканчивает разные типы предложений;
- называет два слова;
- подбирает только одно слово.
- Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он непросто шел, а... (мчался, несся, летел)».
- правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
- называет 2-3 слова;
- подбирает только одно слово.
Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, и... (плелся, тащился, брел)».
- правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
- называет 2-3 слова;
- подбирает только одно слово.
- Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.)
- правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
- подбирает два слова;
- называет только одно слово.
- Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
- правильно называет слова в повелительном наклонении;
- подбирает два слова;
- называет одно слово.
- Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат). Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»
- называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
- называет правильно только одну форму;
- не выполняет задание.
- Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака - щенок - щенки, много щенят; корова - теленок - телята - двое телят; лошадь жеребенок - жеребята - много жеребят; овца - ягненок - ягнята - много ягнят).
- называет все слова правильно;
- называет два-три слова;
- говорит одно слово.
- Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок.)
- называет более двух слов;
- называет два слова;
- повторяет заданное слово.
- Что называют словом игла? Какие иглы ты еще знаешь?
- называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;
- называет только одно значение этого слова;
- повторяет слово за взрослым.
- Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?
- называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);
- правильно подбирает два слова;
- называет одно слово.
- Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
- называет разные действия (шить, вышивать, уколоться);
- называет два действия (накалывать грибы, шить);
- называет одно действие (шить).
- Составь предложение со словом игла.
- составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
- составляет простое предложение (Иглой делают укол);
- называет одно слово.
- Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
- правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);
- правильно исправляет два предложения;
- повторяет предложения без изменения.
Оценка результатов:
Если ответы ребенка подходят под №1 - он получает 3 балла; если ответы соответствуют №2 - 2 балла; если ответы соответствуют №3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов оцениваются в 3 балла - это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла - это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу - это средний (или ниже среднего) уровень.
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по этой методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.