Цель: диагностика текстовой компетенции подростков с ТНР.
Источник: Грибова, О.К. К вопросу об оценке динамики становления текстовой компетентности у подростков с тяжелыми нарушениями речи/ О.Е. Грибова // Логопедия сегодня, 2011. - №1 (31). С.40-47
Анализ динамики формирования текстовой компетенции традиционно строится на сопоставлении двух оценок: объем текстов и смысловая насыщенность текстов.
Учащимся предлагается написать изложение. Для выявления текстовой компетенции рекомендуется использовать три отрывка из художественных произведений, написанных специально для детей школьного возраста. Автором методики для учащихся 5-ых классов рекомендуются следующие произведения: В. Катаев «Белеет парус одинокий», Л. Кассиль «Великое противостояние», А. Гайдар «РВС». Все тексты были небольшой протяженности и представляли собой, по нашему мнению, завершенный смысловой и сюжетный отрезок. Все тексты по жанру повествовательные, включают элементы описания или рассуждения в незначительном объеме. Отличия текстов друг от друга были не столько в количестве слов, сколько в том, что они содержательно были рассчитаны на различный объем метаязыковых и универсальных знаний подростков.
В целях понимания смысловой переработки текстов использовалась вопросно-ответная форма. Использовались:
А) вопросы, направленные на выявление фактологии текста, предполагающие ответы - цитаты;
Б) вопросы, направленные на выявление смысловой программы текста, предполагающие ответы, содержащие рассуждения или выводы на основе воспринятого текста.
Второй способ - использование пересказа или изложения. В ходе пересказа экспериментатором обращается внимание на «полноту передачи содержания текста» (Глухов 2004, Лалаева 2004, Российская 2005 и др.), последовательность изложения фактов, отсутствие привнесений, богатство языковых средств и т.д. Учитывая, что текст в его коммуникативной ипостаси есть результат взаимодействия двух личностей, при анализе характера вос приятия содержания, с нашей точки зрения, более продуктивно опираться на темарематическое членение текста, а в качестве единицы анализа рассматривать сверхфразовое единство (А.А. Алмазова, О.С. Ахманова, Г.В. Бабина, И.Р. Гальперин, М.Я. Дымарский, Г.А. Золотова и др.). Поэтому остановимся на анализе репро дуктивных текстов учащихся с учетом выделения в исходном тексте сверхфразовыхединств (СФЕ), а также темарематического членения текста.
Для объективизации анализа содержания изложений был применен так называемый «коэффициент достоверности» передачи текста. Коэффициент достоверности (Кдост ) складывался из следующих показателей:
- полнота передачи фактологии текста;
- правильность передачи фактологии текста;
- отсутствие привнесений;
- сохранение последовательности изложения фактологии текста.
Учет данных показателей позволяет соотнести «модельный мир» автора и «модельный мир» реципиента текста (В.З. Демьянков). Анализу подлежат каждое сферхфразовое единство, вступление и заключение. Баллы подсчитываются по каждой смысловой части текста, а затем суммируются. Каждый из показателей был проранжирован следующим образом:
Полнота передачи фактологии:
0 баллов - фактология отражена полностью;
1 балл - пропущены отдельные факты, действия, всего не более 50 % содержания;
2 балла - фактология отражена частично (менее 50 % фактов);
3 балла - данное СФЕ отсутствует в тексте изложения.
Итого полнота передачи - все баллы суммируются.
Правильность передачи фактологии текста:
0 - без искажения;
1 - искажение отдельных имен, действий, фактов;
2 - искажение в целом содержания СФЕ, вступления и заключения.
Итого правильность передачи - все баллы суммируются.
Отсутствие привнесений:
0 - привнесения в СФЕ отсутствуют;
1 балл - добавлено содержание в состав СФЕ.
Итого отсутствие привнесений - баллы- суммируются.
Сохранение последовательности изложения фактологии текста:
0 - последовательность сохранена в данном СФЕ;
1 - последовательность нарушена в данном СФЕ.
Итого сохранение последовательности - баллы суммируются.
Для вычисления Кдостов суммируются баллы всех показателей и делятся на количество смысловых частей.
Кдостов = Сумма всех баллов / n + 3
где n - количество СФЕ в тексте.
Вычисление коэффициента, с нашей точки зрения, способствует унификации показателей для анализа текстов, имеющих в своем составе разное количество СФЕ. При этом 0 баллов свидетельствует о передаче фактологии СФЕ в полном соответствии с образцом. Чем выше коэффициент достоверности, тем меньше информации изначального текста воспроизведено в репродуктивном тексте.
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по этой методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.