Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Методики диагностики речи, познавательного, моторного развития для логопедов, педагогов, психологов, дефектологов.
Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.
Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.
Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

djНапишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Тел.+37529 7262468

e-mail: cola5@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Удивительно, но даже из уст врачей порой приходится слышать: «Ничего страшного! Это просто ожирение! Надо меньше есть!». Однако на самом деле любой, кто сталкивался с проблемой избыточного веса, скажет, насколько трудна борьба с лишними килограммами. Сегодня ожирение является одним из самых распространенных детских заболеваний в мире. Рассмотрим эту проблему по-внимательнее.

 Распространенность проблемы

На земном шаре ожирением страдают около 7% взрослых.

Некоторые специалисты даже говорят об эпидемии ожирения, которая особенно заметна в развитых странах, поскольку там многие люди ведут сидячий образ жизни и злоупотребляют едой быстрого приготовления, которая содержит много калорий и не имеет пищевой ценности.

 Только за 20 лет количество имеющих избыточный вес детей 6–11 лет удвоилось, а подростков – утроилось. Среди российских детей 5–7 лет ожирение наблюдается у 30%. Распространенность данного нарушения во многом зависит от возраста и пола. Чаще всего лишний вес возникает у малышей на первом году жизни. 35% детей с ожирением были крупными уже при рождении, а затем у них ежемесячно происходило прибавление массы тела. В школьный период ожирение более характерно для девочек.

Опасности ожирения

В основном ожирение пугает родителей и учителей появлением у ребенка комплексов, связанных с внешним видом. Несомненно, это очень важная сторона вопроса.

Но прежде всего опасность ожирения в том, что оно провоцирует серьезные заболевания. Ведь под действием избыточной массы тела происходят сбои работы органов и систем, а также появляются или усугубляются уже имеющиеся нарушения обмена веществ. Нередко ожирение само оказывается следствием грозных хронических заболеваний. А средняя продолжительность жизни страдающих ожирением на 8–10 лет ниже, чем у людей с нормальным весом.

Для детей ожирение намного опаснее, чем для взрослых, так как оно препятствуют правильному развитию растущего организма. Ожирение может вызвать формирование эндокринных и кожных заболеваний, жировой дистрофии печени, астму, неврологические проблемы, болезни сердечно-сосудистой системы и суставов нижних конечностей и позвоночника.

Психологические проблемы школьников с лишним весом (особенно это касается подростков) бывают причиной депрессии. Многие из таких ребят из-за ощущения собственной неполноценности оказываются в социальной изоляции.

В чем причина?

Жир вырабатывается в организме в конце каждой еды из потребляемых жиров и углеводов. Примерно 35 миллиардов жировых клеток несут в себе резервы «горючего» для нашего организма.

В теле мужчины в норме содержится от 10 до 14% веса в виде жира, в теле женщины - от 18 до 22%. У мужчин жир располагается преимущественно на верхней части тела (на животе и груди), у женщин - на нижней.

Непосредственная причина ожирения - излишнее отложение жира в подкожной жировой клетчатке и других тканях и органах вследствие нарушения равновесия между поступлением в организм (с пищей) энергии и ее расходованием.

Избыток доли жировой ткани вызывает превышение массы тела. Ожирением ребенка считается состояние, когда его вес превосходит норму на 15% и более. Узнать, какая масса тела является эталоном для конкретного ребенка, можно с помощью специальных таблиц (с учетом пола, возраста, роста и т.д.).

Выделяют следующие степени ожирения.

I степень - переизбыток веса на 15-25%;

II степень - на 26-50%;

III степень - на 51-99%;

IV степень - на 100% и более.

 Самые распространенные поведенческие причины ожирения – нарушение рационального питания и малоподвижный образ жизни. Современные дети и подростки, особенно в больших городах, нередко обедают в фастфудах и часами сидят за компьютерами, вместо того чтобы заниматься спортом и играть в подвижные игры на свежем воздухе.

Если дети потребляют больше калорий, чем расходуют на свое развитие и занятия физкультурой, то они набирают вес (при высокой калорийности еды они могут быстро поправляться даже при двигательной активности!).

Совокупность перечисленных факторов увеличивает риск для ребенка стать полным. Избавиться от ожирения очень нелегко.

В ряде случаев отложившийся жир начинает вырабатывать определенные вещества, которые сами вызывают дальнейшее его накопление и провоцируют развитие сложных заболеваний. Возникает своеобразный порочный круг.

Жировой обмен тесно связан с углеводным, и оба они сопряжены с энергетическим обменом. Все эти виды обмена регулируются поджелудочной железой, надпочечниками, гипофизом и щитовидной железой, а также половыми железами. Любое нарушение в функционировании одного или нескольких из данных органов, даже их простая «леность», могут привести к нарушению жирового обмена.

Имеет значение не только то, на сколько процентов вес превышает норму, но и скопление лишнего жира в определенном месте. И объясняется это следующим образом. При потреблении пищи происходят процессы образования жира в организме (в качестве резервного запаса энергии) и его расщепления. Командуют этим два вещества, вырабатываемых надпочечниками. Главное из них – адреналин – стимулирует особые рецепторы на поверхности клеток жировой ткани. При стимуляции альфа-рецепторов происходит жирозапасание, а при стимуляции бета-рецепторов – жировыделе-ние. Получается, что одни рецепторы поддерживают запасание жира, а другие разблокируют его расходование. Но в некоторых частях тела может наблюдаться потеря или нехватка бета-рецепторов, и тогда именно там нарушается равновесие и возникают излишние запасы жира.

Жир, который скапливается на животе, между кожей и мускулами передней части брюшного пресса (так называемый поверхностный жир) может возникать в результате стресса, который нарушает работу специальных рецепторов в данном месте. Отложение лишнего жира на передней и внешней поверхности бедер и задней части рук у женщин связано с нарушениями капиллярного и венозного кровообращения.

Обменные нарушения выработки женских половых гормонов или прием лекарств, содержащих эти гормоны, способствуют накоплению жира в нижней части живота, на боковой и задней поверхности таза и на внутренней поверхности бедер. Заболевания, вызывающие избыточное выделение гормона надпочечников, или прием лекарств, содержащих синтетический кортизон, а также переедание, ведущее к перепроизводству надпочечниками кортизона, влечет за собой накопление жира на лице, шее, спине и грудной клетке. Знание таких особенностей поможет лучше понять причину начавшегося ожирения и провести эффективную борьбу с ним.

Признаком накопления глубинного жира на животе является круглый, шарообразный живот, нарастающий сначала очень быстро, а затем – медленно, но неуклонно. При этом часто бывают отрыжка, икота, вздутие живота; повышенное газообразование и сонливость после еды.

Существует мнение, что модель накопления жира связана с генетикой и половой принадлежностью. Это может свидетельствовать о гормональной причине явления или дает основание полагать, что жиросохраняющий ген работает только в присутствии либо тех, либо других половых хромосом. Именно этим объясняют то, что жир на животе чаще накапливается у мужчин.

Глубинный жир на животе возникает и у женщин, в большинстве случаев это происходит во время менопаузы, когда снижается выработка половых гормонов – эстрогенов.

Глубинный жир на животе является серьезным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний и диабета. Опасность состоит в том, что жировая ткань сама начинает вырабатывать особые вещества, которые снижают чувствительность к инсулину, что провоцирует поджелудочную железу работать в усиленном режиме. В крови повышается уровень инсулина, но при этом организм этого как бы не ощущает. Обмен веществ меняется в сторону накопления жира. Жир на животе начинает препятствовать похудению, что ведет к еще большему ожирению. У детей это может стать причиной диабета 2-го типа.

В общем-то именно через развитие нечувствительности тканей к инсулину возникает неинсули-нозависимый диабет и у взрослых. Поэтому с таким видом жира следует бороться, стараясь как можно быстрее от него избавиться. При этом необходимо проверить работу поджелудочной и щитовидной желез. Для повышения восприимчивости мозга и мышц к инсулину нужно строго регулировать потребление углеводов как по количеству, так и по качеству. При поверхностном жире на животе живот сильно выдается вперед, напоминая фартук, уже в начале еды наблюдаются легкие отрыжки и метеоризм и усиливается тяга к сладкому из-за недостатка сахара в крови.

Причиной этого становится усиленный выброс в кровь инсулина, от чего потребляемые с пищей углеводы, вместо того чтобы направляться в кровь для выработки энергии, срочно и почти полностью переориентируются на образование жира. Выброс адреналина в состоянии стресса может также стать причиной возникновения или усугубления целлюлита, провоцируя накопление жира. Стресс способен подстегнуть развитие целлюлита на ногах (главным образом у женщин), но в основном он содействует его появлению на животе или шее.

Чтобы избежать возникновения поверхностного жира, следует ограничивать потребление простых сахаров и избегать стрессов.

Виды ожирения

Ожирение бывает первичным и вторичным. 80% случаев данного заболевания среди детей относится к первичному ожирению 1–2-й степеней.

Первичное ожирение, в свою очередь, подразделяется на конституциональное (обусловленное наследственностью) и алиментарное (развившееся из-за избыточного потребления пищи). При конституциональном ожирении наследуется не само заболевание, а особенности обменных процессов в организме. При таком обмене чрезмерное накопление питательных веществ, перекармливание ребенка провоцируют ожирение. При алиментарном ожирении основной причиной ожирения становится переедание, особенно в критические этапы развития (ранний или подростковый период).

Проявления конституционального и алиментарного ожирения одинаковы и зависят от возраста и степени заболевания.

Вторичное ожирение возникает как следствие ка ких-либо внутренних болезней или функциональных нарушений. Чаще всего это сбои в работе центральной нервной системы или эндокринные заболевания.

Вторичное ожирение может сопровождать различные болезни. В большинстве случаев это – поражение центральной нервной системы, эндокринные заболевания.

У детей с первичным ожирением II–IV степеней могут появляться одышка при физической нагрузке, потливость, склонность к запору. Оттого что ребенок мало двигается, у него происходит задержка формирования двигательных навыков. Даже при отсутствии жалоб наблюдаются изменения в работе различных органов и систем: у детей с ожирением чаще, чем у остальных ребят, бывают аллергические реакции, хуже протекают адаптационные (приспособительные) процессы. При первичном ожирении дети (чаще девочки) на 1–2 года опережают сверстников по показателям роста и полового созревания. Иногда в подростковый период у таких ребят масса тела снижается, но чаще болезнь прогрессирует и может сопровождаться осложнениями. При вторичном ожирении в подростковый период на первый план выступают симптомы основного заболевания.

Существуют виды ожирения, которые сопутствуют некоторым наследственным и врожденным заболеваниям, но встречаются они довольно редко.

Форму ожирения выявляют посредством медицинского обследования, основанного на данных о развитии заболевания, наследственных факторах и симптомах, сопровождающих ожирение.

Способы борьбы

Основной метод лечения ожирения у детей – соблюдение диеты и двигательного режима. Терапию нужно начинать как можно раньше, так как некоторые обменные процессы организма легче изменить в ранних стадиях. Следует быть готовыми к тому, что лечение будет длительным и сложным.Питание ребенка должно исключать переедание и голодание. Лекарственные средства при ожирении у детей не применяются. Возможен контроль холестерина.

Главными целями диеты должны стать торможение процессов образования и откладывания жира в подкожной жировой клетчатке и вокруг внутренних органов, а также мобилизация из этих мест уже отложившихся запасов. Этого можно достигнуть прежде всего в результате снижения калорийности потребляемой пищи, однако ограничения ее энергетической ценности должны быть разумны. Растущий организм необходимо обеспечивать основными пищевыми веществами, включая витамины, минеральные соли, микроэлементы.

Питаться ребенок должен в одно и то же время, лучше всего шесть раз в сутки с перерывами не более чем в 2,5-3 часа. Например, первый завтрак в 8.00, второй - в 10.30, обед в 13.00, полдник в 15.30, ужин в 18.00 и последний прием легкой пищи перед сном в 20.00.

Такое дробное питание уменьшает аппетит, поскольку очередная порция еды как бы догоняет предыдущую, создавая в желудке ощущение полноты. Это позволяет каждый раз ограничиваться небольшим объемом пищи и одновременно избавляет ребенка от чувства голода. Не стоит украшать блюда, использовать пряности и другие кулинарные изыски, которые могут усиливать аппетит.

Начинать лечение ожирения ребенка следует постепенно, устранив перекорм. Основная часть калорийности должна приходиться на первую половину дня - период наибольшей двигательной активности. Целесообразно к завтраку и обеду готовить мясные и рыбные блюда, а во второй половине дня давать ребенку молочную и овощную пищу. Важно соблюдать питьевой режим, не предлагать ребенку вместо воды соки, сладкие напитки. Количество жидкости и соли должно соответствовать возрастной норме. Резко менять пищевой рацион не стоит. Лучше всего делать это постепенно. Сначала стараемся исключить переедание и снижаем энергетическую ценность продуктов. Предпочтение отдаем нежирным сортам мяса, птицы, рыбы (например, тресковых пород).

Из молочных продуктов выбираем обезжиренный кефир, нежирный творог, диетический сыр. Творог необходимо употреблять ежедневно, лучше в натуральном виде, потому как всякая его обработка требует добавления муки, масла, сметаны, сахара, в результате чего получается высококалорийное блюдо. Кефир предпочтительнее молока. Изделия из молока, имеющие высокую жирность (сливки, сметана, топленое молоко, ряженка, жирные сорта сыра) нужно резко ограничить.

Поскольку главным источником образования жира являются углеводы, то следующим шагом должно стать полное изъятие из набора продуктов для старших дошкольников и школьников белого хлеба, кондитерских изделий, сахара, сгущенного молока, консервированных соков, конфет, варенья и других сладких блюд, манной крупы, макаронных изделий. В диеты при ожирении широко включают овощи и фрукты, обеспечивающие организм витаминами и минеральными веществами. Овощи полезны в любом виде - тушеные, вареные, но большую их часть надо употреблять сырыми в виде салатов. Для заправки хорошо использовать растительное масло, особенно оливковое.

Ожирение ребенка - проблема всей семьи, и решать ее необходимо сообща. Родители должны иметь в виду, что они не добьются желаемого результата, если у ребенка не сформируется психологическая установка на частичное голодание. Для выработки соответствующей мотивации используются разные средства внушения, которые зависят от характера ребенка. Это могут быть разъяснения, уговоры, поощрения. Если данная цель не будет достигнута, диетические мероприятия не окажутся эффективными, так как ребенок, лишенный привычного удовольствия, станет искать и находить запретные плоды (белый хлеб, пирожные, сдобу, колбасу и пр.).

Закупки для семьи делают не дети, поэтому и ответственность за рацион лежит на взрослых. Вы не можете обвинять ребенка в том, что он пристрастился к сладким, соленым и жирным продуктам, но вы можете управлять доступностью этих продуктов, особенно дома.

То же относится и к двигательному режиму. Ребенок всегда копирует поведение родителей. Если папа и мама все вечера и праздники проводят, лежа на диване с газетой, перед телевизором или за компьютером, а еще хуже с пивом и чипсами - не ждите, что сможете убедить ребенка стать заядлым физкультурником! Если вы хотите, чтобы ребенок с охотой делал столь необходимую для похудения гимнастику, то станьте для него в этом отношении примером. А лучше всего выполнять упражнения всей семьей и при каждой возможности выходить во двор и играть в какие-нибудь подвижные игры.

А еще запишите ребенка в группу ЛФК, бассейн или на танцы.

Автор: Ольга Кузнецова, кандидат биологических наук, Москва

Источник: Здоровье детей - №7-8 - 2013. с.4-7

Важное

Мы Вконтакте

Статьи для психолога

Взаимодействие в системе «педагоги — психолог»

Постоянное напряжение, стресс, агрессия учеников, разочарование и неуверенность в себе неизбежны в работе учителя. Кроме того, между учителями и школьной администрацией, с одной стороны, и учителя-ми и психологами, с другой, довольно часто отсутствует взаимопонимание. Испытывая большие нагрузки и пытаясь совместить множество разных ролей, учителя все чаще ощущают потребность в психологической помощи. По опросам, проведенным в школах ЮАО г. Москвы, иметь в коллективе своего специалиста по психологии желают все, но примерно треть из тех, кто имел опыт взаимодействия с ним, остались недовольны результатами общения. В чем же причина взаимного непонимания, а подчас и разочарования? Что с этим делать?

Подробнее...

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Статьи для логопеда

Основные этапы развития детской речи

Периодизация речевого развития по С.Н. Цейтлин, периодизация речевого развития по А.Н. Гвоздеву, периодизация речевого развития по Р.Е. Левиной. Таблица, составленная О.Е. Громовой. Источник: Путь к первым словам и фразам : пособие для родителей / О. Е. Громова. - Москва : Просвещение, 2008. - 111 с.

Подробнее...

Статьи для педагога

Психологические особенности творческой активности в процессе фольклорно-игровой деятельности

Творческая активность как личностное образование проявляется в преобразующей продуктивной деятельности. Важной ее характеристикой являются динамизм, созидательная направленность, «внутренняя подвижность» личности как внутренний источник творческого саморазвития. Методологически важно иметь в виду и взаимосвязь таких понятий, как «деятельность» и «творчество».

Подробнее...

Помогу с написанием любой студенческой работы. Без посредников.Пишите: cola5@ya.ru