Возраст: дети 6-7 лет с ОНР.
Источник: Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 6—7 лет с ОНР. - М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 с.
1. Изучение согласованности фонетического, семантического и синтаксического компонентов языковой способности и соответствующих языковых ориентировок на уровне слов и предложений.
Детям предлагается:
— объяснить значение несуществующих в русском языке слов (4 — наречия, 8 — существительных, 6 — прилагательных (2 из них — в сравнительной и превосходной степени), 6 — глаголов), опираясь на звуковые ассоциации и синтаксическую функцию слова: для этого нужно было придумать
предложение с каждым из слов; разложить написанные на карточках эти же самые слова (24) в 4 «кучки»: слова-действия, предметы, признаки и то, что осталось, — в последнюю «кучку».
Оценивались:
— умения детей ориентироваться в лингвистических понятиях (слово, слова-действия, признаки и предметы, предложение) и в системе языка — от 0 до 3 баллов;
— точность определения грамматического значения слова при группировке — по 0,5 баллов за каждый правильный вариант — итого 12 баллов;
— успешность формулировки определения слова, его лексического значения с ориентировкой на звуковую форму слова и предполагаемое грамматическое значение при составлении предложения — по 0,5 баллов за каждый успешный вариант — итого 12 баллов;
— использование стратегии оптимизации, позволяющей в предложении, которое нужно было составить, раскрыть основное или дополнительное значение слова — от 0 до 6 баллов: 0—2 — низкий уровень; 3—4 — средний; 5—6 — высокий.
В конце все баллы переводятся в проценты с помощью метода «перевода сырых баллов в процентную шкалу», затем подсчитывались средние арифметические значения по каждой группе параметров и в целом за выполнение всех заданий.
2. Продолжение сложного предложения
В данной методике детям предлагается первая часть предложения («Мы боялись опоздать на поезд») с вариативными вторыми частями, которые начинались с союзных слов типа «чтобы», «когда», «но...», «потому что» и т.д. (8 вариантов). Каждый ребенок должен закончить фразу, отразив в ее содержании «посыл», заложенный в союзе или предлоге, воспользовавшись своим языковым опытом. При этом нужно придумать «правильное» и «красивое» предложение, ориентируясь на свое чувство языка.
При оценке результатов учитываются:
— легкость переключения с одного уровня языковой системы на другой (со слов на уровень предложения и текста) при сохранении языковой ориентировки на вид предложения как сложное (предложение как аналог текста), а не простое — от 0 до 3 баллов (низкий, средний или высокий уровень);
— эффективность синтаксического прогноза и чувства языка, оценивающего языковую правильность получившегося предложения, самокоррекция ошибок — от 0 до 8 баллов (по 1 баллу за каждое предложение);
— интеграция языковых и интеллектуальных, коммуникативных ориентировок, проявляющаяся в успешности эмоциональной и интеллектуальной децентрации — от 1 до 3 баллов (низкий, средний или высокий уровень).
В конце все баллы переводились в проценты с помощью метода «перевода сырых баллов в процентную шкалу», затем подсчитывались средние арифметические значения по каждой группе параметров и в целом за выполнение всех заданий.
3. Восстановление текста
В данной методике детям предлагается прослушать аудиозапись диалога детей с встроенными шумами вместо одного из высказываний — им нужно было восстановить короткий текст. Детям предъявляются следующие тексты (10):
— Почему ты вчера не был в детском саду? — /шум/ — У меня тоже болело горло, а я пришел!
— Ты вчера смотрел мультфильмы? — /шум/ — Ты что, сам не помнишь?
— Куда ты засунул мою шапку? — /шум/ — Но ее там нет!
— Я вчера сам застегнул молнию на шортах. — /шум/ — Очень просто.
— Мне скучно. Что мне делать? — /шум/ — Но я не умею!
— Подпрыгни до потолка! — /шум/ — У меня тоже не получится!
— Зачем ты взял стул? — /шум/ — Тогда поставь на него еще табуретку, а то не достанешь.
— Отдай мой карандаш! — /шум/ — Тогда я пожалуюсь воспитательнице!
— Дай мне конструктор, пожалуйста! — /шум/ — Я хочу построить мост.
— Хочешь поиграть со мной? — /шум/ — А во что будем играть?
— Ты будешь врачом, когда вырастешь? — /шум/ — Ты что, еще не придумал?
Оценивались:
— успешность восстановления текста, навыков упреждающего синтеза — по 1 баллу за каждый фрагмент — итого ребенок мог получить от 0 до 10 баллов;
—- возникновение компенсационных языковых ориентировок на уровне текста в случае затруднений на уровне слова и предложения — от 0 до 3 баллов (низкий, средний или высокий уровень);
— интеграция языковых и интеллектуальных, коммуникативных ориентировок, проявляющаяся в успешности эмоциональной и интеллектуальной децентрации — от 1 до 3 баллов (низкий, средний или высокий уровень).
В конце все баллы переводились в проценты с помощью метода «перевода сырых баллов в процентную шкалу, затем подсчитывались средние арифметические значения по каждой группе параметров и в целом за выполнение всех заданий.
4. Составление творческого текста и корреляция языковой способности с показателями креативности личности
Детям предлагалось сочинить красивый рассказ и оригинальный текст (такой, чтобы отличался от тех, которые сочинят другие ребята), опираясь на картинку с сюжетной аппликацией (два зайца сидят в снегу на фоне голубого неба).
Основными критериями оценки выступали (на основе дополнения критериев, предложенных С.А. Алексиевой и Л.А. Парамоновой):
— комбинаторная способность;
— оригинальность рассказа;
— умение представлять событие в последовательности его развития: от возникновения действия до его окончания;
— вариативность сюжетной линии и поведения героев;
— умение понять и передать характер героя, выразить зависимость между отдельными событиями и поступками; гибкость и подвижность творческих образов;
— уровень контроля за языковой правильностью во время продуцирования текста: отсутствие грамматических и произносительных ошибок, их самокоррекция.
Каждый параметр оценивался от 0 до 3 баллов. В целом ребенок мог получить максимально 21 балл.
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по этой методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.