Назначение: методика позволяет оценить уровень игровой деятельности детей нарушениями интеллектуального развития. Подходит для детей с умственной отсталостью, в том числе, с РАС, ЗПР.

Источник: Баряева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое по­собие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. — 416 с.

В процессе обследования важно, чтобы окончатель­ные выводы о тех или иных параметрах игровой де­ятельности, включенных в схему ее обследования, являлись результатом многократных наблюдений как кратковременных (3—5 минут), так и более длитель­ных (15—20 минут). Наблюдения могут специально планироваться, и тогда необходимо подготовить условия, побуждающие ребенка к игре (игрушки, партнер и т. п.), но могут быть проведены и спон­танно. В этом случае используется любой момент, когда педагог заметит, что ребенок готовится к игре, начинает играть, играет (в одиночку или с партне­рами) или завершает игру. При этом результаты на­блюдений следует фиксировать, не оценивая их. Это можно делать в форме дневника или протокола на­блюдения за игрой (примерная схема протокола представлена ниже). Для записи можно использо­вать параметры, предложенные в схеме обследова­ния игры. Частота появления того или иного пока­зателя по каждому выделенному параметру будет отражать тот качественный уровень игры, которого достиг ребенок на момент его обследования. Дан­ные, характеризующие более высокий уровень раз­вития игровой деятельности, составят ориентиры ее дальнейшего формирования, показывая перспекти­ву развития игры у каждого ребенка.

Мониторинг онлайн обменников

Схема обследования игры дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Наличие интереса к игрушкам и действиям с ними:

  1. интерес отсутствует (ребенок не обращает вни­мания на игрушки, не тянется к ним, не пытается вы­полнять какие-либо действия);
  2. ребенок проявляет разлитый (неглубокий) ин­терес к игрушкам (ребенок перескакивает с одной иг­рушки на другую, не задерживая длительное время внимания на них и действиях с ними, создается впе­чатление хаотичных действий);
  3. ребенок проявляет интерес к игрушкам, выде­ляющимся своим внешним видом (окраска, величина, необычная форма, звучание при передвижении) — тя­нется к ним, пытается действовать с ними;
  4. ребенок иногда проявляет избирательный ин­терес к игрушкам независимо от их внешней привле­кательности;
  5. ребенок устойчиво проявляет избирательный интерес к игрушкам, имеет любимые игрушки.

Эмоциональные реакции на игрушки и действия с ними:

  1. ребенок проявляет отрицательные реакции на игрушки (плач, негативизм, агрессивные проявления по отношению к игрушкам и предлагающим их);
  2. ребенок индифферентно относится к игруш­кам, действия с ними не сопровождаются никакими эмоциональными реакциями;
  3. ребенок иногда проявляет положительные эмо­циональные реакции на действия с игрушками (улыб­ка, двигательное оживление и др.);
  4. ребенок часто положительно эмоционально реагирует на действия с игрушками (улыбка, смех, двигательное оживление, речевые высказывания)
  5. Ребенок всегда получает удовольствие от действий с игрушками.

Адекватность самостоятельных действий с игрушками:                                                                                       

  1. ребенок манипулирует игрушками, как и любы­ми другими предметами. Встречаются специфические манипуляции, которые направлены на выявление свой­ств предмета - двигает машину взад и вперед, рассмат­ривает колеса, производит неспецифические манипуляции - постукивание, покусывание, бросание (колотит куклу, нагромождает кубики и бросает и др.
  2. ребенок выполняет с отдельными игрушками адекватные действия (возит на машине кубики, катает в коляске куклу и др.), другими манипулирует;
  3. ребенок с большинством игрушек действует адекватно;
  4. ребенок адекватно использует все знакомые игрушки;
  5. ребенок может адекватно использовать как знакомые, так и новые игрушки.                                                   

Характер используемых игрушек:

  1.  ребенок использует только отдельные игрушки (машины, кубики, мячи или др.); 
  2. ребенок использует только сюжетные игрушки;                      
  3. ребенок использует сюжетные игрушки и отдельные предметы-заменители, имеющие выраженное сходство с заменяемыми
  4. ребенок использует сюжетные игрушки и относительно большое количество предметов-заменителей, имеющих выраженное сходство с заменяемыми;
  5. ребенок использует действия с воображаемыми предметами.

 Использование предметов-заменителей:  

  1. ребенок никогда не использует в игре предме­ты-заменители;
  2. ребенок использует в игре предметы-замени-тили, которые использовались в процессе обучающих занятий, только по указанию взрослого;
  3. ребенок иногда самостоятельно использует в игре предметы-заменители, которые использовались в процессе обучающих занятий, может ответить на вопрос: «Что ты делаешь?»;
  4. ребенок часто самостоятельно использует в игре предметы-заменители, которые использовались в процессе обучающих занятий, и может назвать их словом заменяемого предмета;
  5. ребенок свободно самостоятельно использует в игре предметы-заменители, которые использовались в процессе обучающих занятий, иногда может сделать свой выбор предмета-заменителя и назвать его сло­вом заменяемого предмета.

Содержание игровых действий:

  1. ребенок выполняет отдельные предметно-иг­ровые действия;
  2. ребенок связывает отдельные игровые действия в логическую цепочку (одевает куклу и катает ее в коляске и др.);
  3. ребенок выполняет сюжетные действия (свя­занные между собой логикой сюжета);
  4. ребенок выполняет отдельные ролевые дей­ствия (мама, шофер, врач и т. п.);
  5. ребенок может действовать в соответствии с ролью, выполняя разнообразные действия (готовит кукле еду, кормит ее, укладывает ее спать и т. п.).

Характер игровых действий:

  1. реальные, развернутые, предельно детализи­рованные игровые действия с игрушками и предмета­ми; 
  2. реальные, развернутые игровые действия с иг­рушками, при выполнении отдельных действий ис­пользуются предметы-заменители; 
  3. реальные, достаточно развернутые игровые действия с игрушками и предметами-заменителями, иногда используются жесты для обозначения каких-то (одной-двух) операций; 
  4. реальные и часто условные действия с иг­рушками и предметами-заменителями, часто исполь­зуются жесты для обозначения нескольких операций;
  5. реальные и часто условные действия с игруш­ками и предметами-заменителями, часто используют­ся жесты для обозначения нескольких операций, иног­да операция заменяется словом.

Степень обобщенности игровых действий:

  1. действия предельно детализированные, пол­ностью развернутые, все операции выполняются в со­ответствии с реальными;
  2. действия детализированные, развернутые, от­дельные операции (1—2) могут заменяться жестом в сторону игрушки;
  3. действия относительно развернутые, некото­рые операции (больше 2-х)могут заменяться жестом в сторону игрушки или словом;
  4. действия не очень развернутые, отдельные операции заменяются словом («Дочки поели», «Ма­шина приехала» и т. д.) ;
  5. действия достаточно обобщенные, опери­рование игрушками или предметами-заменителями свернуто, используются условные жесты и словесное обозначение отдельных операций или действий в цепочке.

Способ выполнения игрового действия:

  1. совместно со взрослым;
  2. совместно со взрослым и по подражанию ему;
  3. преимущественно по подражанию и отдельные действия по образцу;
  4. требует показа образца перед самостоятельным выполнением действий;
  5. выполняет действия преимущественно само­стоятельно.

Преобладающее содержание игры:

  1. манипуляции предметами;
  2. действия с предметами;
  3. действия с предметами в сочетании с бытовы­ми действиями;
  4. бытовые действия с элементами взаимоотно­шений между людьми;
  5. взаимоотношения между людьми.

Разнообразие содержания игры:

  1. ребенок играет только в предметные игры;
  2. ребенок играет преимущественно в предметные игры, иногда — в бытовые;
  3. ребенок играет преимущественно в бытовые игры;
  4. ребенок играет преимущественно в бытовые игры, иногда включается в игры, отражающие обще­ственные отношения между людьми;
  5. ребенок играет преимущественно в игры, от­ражающие общественные отношения между людь­ми.

Предполагаемые игровые темы: 

  1. семья;
  2. доктор;
  3. магазин;
  4. почта;
  5. другие (какие).

(Указать какие сюжеты ребенок предпочитает внут­ри предпочитаемой темы)

Разнообразие сюжетов игр:

  1. ребенок проигрывает только один хорошо ус­военный или любимый сюжет;
  2. ребенок проигрывает несколько постоянно по­вторяющихся сюжетов;
  3. ребенок инициирует игры с несколькими по­стоянно повторяющимися сюжетами, но включается и в другие;
  4. ребенок участвует в разнообразных по сюже­там играх по инициативе взрослого или сверстников;
  5. ребенок проигрывает разнообразные сюжеты по собственному желанию.

Источники сюжетов игры:

  1. занятия в дошкольном учреждении;
  2. события семейной жизни и бытовых ситуаций;
  3. рассказы взрослых и собственные наблюдения;
  4. произведения художественной литературы;
  5. кинофильмы и телепередачи.

Целенаправленность игры:

  1. ребенок застревает в начале игры на каком-то одном игровом действии, которое повторяет однооб­разно;
  2. ребенок, выполнив несколько логически пос­ледовательных операций или действий, застревает на каком-то одном игровом действии, которое повторя­ет однообразно;
  3. ребенок, выполнив несколько логически пос­ледовательных действий, прекращает игру или пере­ключается на другую деятельность;
  4. ребенок играет относительно долго, но не за­вершает реализацию игрового сюжета;
  5. ребенок реализует игровой сюжет до конца.

Способность сформулировать игровую цель и поста­вить игровую задачу:

  1. ребенок не умеет определить цель игры и иг­ровую задачу, игра хаотичная с переходом от одних действий к другим;
  2. ребенок способен определить цель игры и иг­ровую задачу, которые реализует в действии, но не может сформулировать в речи;
  3. ребенок способен определить цель игры и игро­вую задачу, иногда может сформулировать ее в речи и объяснить окружающим;
  4. ребенок умеет определить цель игры и игро­вую задачу, может сформулировать ее в речи, но ред­ко предлагает ее другим детям;
  5. ребенок умеет сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим де­тям.

Сопровождение самостоятельной игры речью:

  1. ребенок не сопровождает речью игровых дей­ствий;
  2. ребенок вокализует, выражая чувство удоволь­ствия от выполняемых действий;
  3. ребенок иногда высказывает отдельные слова в связи с выполняемыми действиями (фиксирующего характера);
  4. ребенок часто сопровождает выполняемые дей­ствия высказываниями фиксирующего характера;
  5. ребенок использует обращения к игрушкам («Сейчас будешь кушать», «Будем ложиться спать» и т. п.).

Речевая активность во время совместной игры:

  1. в процессе игры со взрослым или сверстника­ми ребенок играет молча;
  2. в процессе игры со взрослым или сверстника­ми ребенок иногда делает какие-то высказывания, чаще всего фиксирующего характера по поводу вы­полняемых действий;
  3. в процессе игры ребенок обращается ко взрос­лому или сверстнику с вопросами по поводу выпол­няемых действий;
  4. в процессе игры ребенок обращается ко взрос­лому или сверстнику с разъяснениями по поводу вы­полняемых действий;
  5. перед игрой или в ходе игры ребенок расска­зывает о предполагаемых действиях.

Продолжительность самостоятельной игры:

  1. до 5 минут;
  2. 5—10 минут;
  3. 10—15 минут;
  4. 15—20 минут;
  5. более 20 минут.

Продолжительность игры со взрослым:

  1. до 5 минут;
  2. 5—10 минут;
  3. 10—15 минут;
  4. 15—20 минут;
  5.  более 20 минут.

Продолжительность игры со сверстником:

  1. до 5 минут;
  2. 5—10 минут;
  3. 10-15 минут;
  4. 15—20 минут;
  5. более 20 минут.

Интенсивность игрового поведения:

  1. очень низкая — ребенок играет неинтенсивно, мало активен;
  2. низкая - ребенок играет малоинтенсивно, погло­щенность игрой непродолжительная, увлечения не проявляет, игра почти без эмоциональных проявле­ний, низкая двигательная активность, нет стремления к контактам с другими играющими;
  3. средняя - ребенок играет малоинтенсивно, поглощенность игрой непродолжительная, иногда проявляет увлечение игрой, игра без эмоциональных проявлений, низкая двигательная активность, нет стрем­ления к контактам с другими играющими;
  4. высокая - ребенок играет интенсивно, с ув­лечением, игра эмоционально насыщенная, высокая двигательная активность, стремление к контактам с другими играющими;
  5. очень высокая — ребенок играет очень интен­сивно, с увлечением, игра эмоционально насыщенная, высокая двигательная активность, стремление к кон­тактам с другими играющими.

Контакты со сверстниками в процессе игры:

  1. ребенок играет в одиночку, не замечает других детей;
  2. ребенок играет в одиночку, но иногда наблю­дает за детьми, играющими рядом;
  3. ребенок играет в одиночку, но иногда обраща­ется к сверстнику, играющему рядом;
  4. ребенок стремится к игре с другими детьми, может взаимодействовать в паре;
  5. ребенок стремится к игре с другими детьми, может взаимодействовать с группой численностью в 2—3 человека.

Контакты с взрослыми в процессе игры:

  1. ребенок играет в одиночку, не замечает взрос­лых, не реагирует на их обращения;
  2. ребенок играет в одиночку, но иногда наблю­дает за взрослым, играющим рядом, реагирует на об­ращения;
  3. ребенок играет в одиночку, но иногда обраща­ется ко взрослому с просьбой или вопросом, чтобы привлечь его к игре;
  4. ребенок стремится к совместной игре со взрос­лым, активно реагирует на его предложения;
  5. ребенок с удовольствием играет со взрослым, инициирует совместную игру.

Предпочтительность контактов в игре:

  1. ребенок играет в одиночку, не замечает взрос­лых и детей, находящихся рядом, не реагирует на их обращения;
  2. ребенок играет в одиночку, но иногда обраща­ется к взрослому с просьбой или вопросом, чтобы привлечь его к игре;
  3. ребенок стремится к совместной игре со взрос­лым, активно реагирует на его предложения, часто выступает с инициативой поиграть;
  4. ребенок стремится к игре с другими детьми, откликается на предложение сверстника поиграть, может взаимодействовать в паре;
  5. ребенок стремится к игре с другими детьми, может взаимодействовать с небольшой группой, час­то выступает с инициативой поиграть.

Средства, используемые для взаимодействия с парт­нером по игре:

  1. предметные действия;
  2. мимика и пантомимика;
  3. отдельные слова (вопросы, обращения);
  4. развернутые высказывания реального содержа­ния;
  5. ролевая речь.

Способность согласовывать свои действия с дей­ствиями партнера по игре:

  1. ребенок не согласовывает собственные дей­ствия с действиями партнера по игре, играет авто­номно;
  2. ребенок нередко делает попытки отследить дей­ствия партнера и построить собственные в соответ­ствии с ними;
  3. иногда в ходе игры ребенок обращается с воп­росами по поводу действий партнера, чтобы постро­ить собственные;
  4. часто в ходе игры ребенок обращается с воп­росами по поводу действий партнера, чтобы постро­ить собственные;
  5. иногда до начала игры ребенок обсуждает с партнером предполагаемые действия, очень часто в ходе игры обращается с вопросами по поводу действий партнера, чтобы построить собственные.

Проявление гибкости во взаимодействии со сверст­никами во время игры:

  1. ребенок гибкости не проявляет;
  2. ребенок иногда проявляет гибкость, внося ка­кие-то несущественные изменения в свое поведение во время игры под воздействием сверстников;
  3. ребенок часто проявляет гибкость, внося из­менения в свое поведение во время игры под воздей­ствием сверстников;
  4. ребенок очень часто проявляет гибкость, вно­ся существенные изменения в свое поведение во вре­мя игры с учетом возникающих ситуаций;
  5. ребенок гибко меняет свое поведение во вре­мя игры, ориентируясь на поведение и действия парт­неров.

Устойчивость игровых объединений:

  1. ребенок играет только один;
  2. ребенок иногда играет в паре, постоянно ме­няя партнеров;
  3. ребенок часто играет в паре, предпочитая по­стоянного партнера;
  4. ребенок иногда играет в небольшой группе с непостоянным составом участников;
  5. ребенок играет в небольшой группе с относи­тельно постоянным составом участников.

Отношения между детьми в игре:

  1. взаимоотношения не возникают, дети играют рядом;
  2. дети играют рядом, но начинают вступать в реальные взаимоотношения;
  3. существуют только реальные отношения меж­ду детьми в игре;
  4. преобладают реальные отношения между деть­ми, но иногда возникают и ролевые;
  5. преобладают ролевые отношения между учас­тниками игры.

Наличие конфликтов в совместной игре:

  1. ребенок постоянно конфликтует со сверстни­ками по любому поводу (обладание игрушками, рас­пределение ролей, соблюдение правил и др.);
  2. ребенок часто конфликтует по поводу облада­ния игрушками, распределения ролей, соблюдения правил и др.;
  3. ребенок иногда конфликтует по поводу обла­дания игрушками, распределения ролей, соблюдения правил и др.;
  4. ребенок очень редко конфликтует по поводу обладания игрушками, распределения ролей, соблю­дения правил и др.;
  5. ребенок играет со сверстниками практически без конфликтов.

Способы поведения во время конфликтных ситуа­ций:

  1. ребенок часто провоцирует конфликты, прояв­ляет излишнюю настойчивость, не уступает, часто аг­рессивен, дает бурные эмоциональные реакции (кри­чит, плачет, топает ногами и т. п.);
  2. ребенок иногда провоцирует конфликты, про­являет излишнюю настойчивость, иногда уступает, афессии не проявляет, эмоциональные вспышки ред­кие;
  3. ребенок конфликты не провоцирует, но про­являет настойчивость, хотя часто уступает, агрес­сии не проявляет, эмоциональные вспышки очень редкие;
  4. ребенок конфликты не провоцирует, в конф­ликтной ситуации чаще всего уступает, эмоционально уравновешен;
  5. ребенок конфликтных ситуаций избегает, про­являет стремление успокоить конфликтующих.

Спонтанная двигательная активность во время игры:

  1. очень низкая — ребенок вяло выполняет игро­вые действия, играет на одном месте;
  2. низкая — ребенок вяло выполняет игровые дей­ствия, перемещается во время игры в границах неболь­шого пространства;
  3. средняя — ребенок выполняет игровые действия малодинамично, неохотно меняет место действия в соответствии с содержанием игры;
  4. высокая — ребенок выполняет игровые, дей­ствия достаточно динамично, меняет место действия в соответствии с содержанием игры;
  5. очень высокая — ребенок выполняет игровые действия динамично, достаточно быстро, меняет мес­то действия в соответствии с содержанием игры.

Координация моторики во время игры:

  1. очень слабая - действия ребенка координиро­ваны очень слабо, что затрудняет их выполнение;
  2. слабая — ребенок испытывает затруднения при выполнении действий с игрушками небольшого раз­мера;
  3. средняя — ребенок испытывает затруднения при выполнении действий с мелкими игрушками и предметами;
  4. хорошая — ребенок испытывает некоторые труд­ности при выполнении игровых действий, требующих точности движений;
  5. очень хорошая — никаких трудностей при вы­полнении игровых действий, требующих точности дви­жений, ребенок не испытывает.

Эмоциональные реакции во время игры:      

  1. во время игры положительных эмоциональных реакций ребенок не проявляет;
  2. ребенок иногда выражает чувство удовольствия от игры;
  3. ребенок часто выражает чувство удовольствия от игры;
  4. ребенок очень часто выражает радость и удо­вольствие во время игры;
  5. ребенок свободно выражает радость и удоволь­ствие во время игры, не стесняется в их выражении.

Отношение к роли в игре:

  1. ребенок роли не понимает и не выделяет, сло­вом ее не обозначает;
  2. ребенок роль понимает, с помощью взрослого может обозначить ее до начала игры, но не соотносит себя с персонажем игры;
  3. ребенок роль понимает, может обозначить ее самостоятельно до начала игры, но в игре забывает о ней;
  4. ребенок роль понимает, может обозначить ее самостоятельно до начала игры и во время игры, хотя не всегда следует ей до конца игры;
  5. ребенок роль понимает, может обозначить ее самостоятельно до начала игры и во время игры, сле­дует ей до конца игры.

Особенности ролевого диалога:

  1. нет ролевого диалога;
  2. наличие кратких высказываний по отношению к кукле или играющему \ ядом (сверстнику или взрос­лому), но не связанных с ролью;
  3. наличие кратких высказываний и реплик, по отношению к кукле или в ответ на обращения партне­ра (сверстника или взрослого), связанных с ролью;
  4. достаточно продолжительный ролевой диалог с помощью отдельных реплик;
  5. продолжительный ролевой диалог с помощью отдельных реплик и фраз, обращенных к реальному партнеру.

Предпочтения в выборе роли:

  1. предпочтений нет, ребенок выполняет любые предложенные роли;
  2. ребенок предпочитает второстепенные роли и только их выполняет;
  3. ребенок предпочитает второстепенные роли, но соглашается и на первостепенные;
  4. ребенок предпочитает первостепенные роли;
  5. ребенок имеет любимые роли, но готов вы­полнять различные, ожидая их выполнения.

Участие ребенка в распределении ролей под руковод­ством взрослого:

  1. ребенок не участвует в процессе распределе­ния ролей, безразличен к нему;
  2. ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия в нем не принимает и не высказывает отношения к получен­ной роли;
  3. ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия в нем не принимает; высказывает свое согласие или несогла­сие относительно полученной роли;
  4. ребенок иногда активно включается в процесс распределения ролей, высказывает желание сыграть ту или иную роль;
  5. ребенок принимает активное участие в про­цессе распределения ролей, обсуждает роли и канди­датов на них, высказывает желание сыграть ту или иную роль.

 

Участие ребенка в распределении ролей без участия взрослого:

  1. ребенок не участвует в процессе распределе­ния ролей, безразличен к нему;
  2. ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия в нем не принимает и не высказывает отношения к получен­ной роли;
  3. ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия в нем не принимает; высказывает свое согласие или несогла­сие относительно полученной роли;
  4. ребенок иногда активно включается в процесс распределения ролей, высказывает желание исполнить ту или иную роль;
  5. ребенок принимает активное участие в про­цессе распределения ролей, обсуждает роли и канди­датов на них, высказывает желание исполнить ту или иную роль.

Выполнение правил во время игры со сверстниками:

  1. ребенок правила не выполняет, не понимая их;
  2. ребенок понимает правила, старается их вы­полнять, но по ходу игры часто забывает, слабо реа­гирует на замечания сверстников;
  3. ребенок старается следовать правилам игры, но по ходу ее нередко их забывает, сразу реагирует на замечания сверстников;
  4. ребенок часто следует правилам игры, сразу реагирует на замечания сверстников по поводу их не­соблюдения, нередко обращает внимание сверстников на несоблюдение ими правил игры;
  5. ребенок четко следует правилам игры, следит за тем, чтобы и партнеры им следовали.

Выполнение правил во время игры со сверстниками при yчacmuu взрослого:

  1. ребенок правила не выполняет, не понимая их;
  2. ребенок правила не понимает, но может их выполнять, следуя указаниям взрослого;
  3. ребенок старается следовать правилам игры, но по ходу ее нередко их забывает, сразу реагирует на замечания взрослого по поводу их несоблюдения, практически не обращает внимания на замечания свер­стников;
  4. ребенок часто следует правилам игры, сразу реагирует на замечания сверстников или взрослого по поводу их несоблюдения, нередко обращает внима­ние взрослого или сверстников на несоблюдение шми правил игры;
  5. ребенок четко следует правилам игры, следит за тем, чтобы и партнеры им следовали.

Уход от реальности:

  1. нет ухода от реальности, ребенок выполняет только реальные действия с реальными предметами и игрушками, в реальной ситуации;
  2. ребенок иногда использует в игре, наряду с реальными, предметы-заменители;
  3. ребенок часто использует в игре, наряду с реальными, предметы-заменители, иногда вообра­жаемые предметы или жест вместо реального дей­ствия, иногда появляются условные ролевые дей­ствия;
  4. в игре преобладают ролевые действия, в ко­торых ребенок использует воображаемые предметы; жесты и слова заменяют игрушки и действия;
  5. ребенок играет в воображаемой ситуации, пе­ревоплотившись в роль персонажа игры, требует не­большого количества игрового оборудования.

Проявления творчества в игре:

  1. ребенок выполняет только заученные дей­ствия в соответствии с каким-то одним сюжетом (например, кормление куклы, укладывание куклы спать и т. п.);
  2. ребенок иногда вносит какие-то новые эле­менты в один хорошо заученный сюжет игры (дей­ствия, их сочетание, предметы-заменители, репли­ки), например одевание куклы и катание ее в ко­ляске и т. п.;
  3. ребенок часто вносит какие-то новые элемен­ты в один хорошо заученный сюжет игры (действия, их сочетание, предметы-заменители, жесты, реплики), делает попытки логически объединять игровые дей­ствия из разных сюжетов, например купание куклы и укладывание спать и т. п.;
  4. ребенок часто вносит какие-то новые элемен­ты в игру (действия, их сочетание, предметы-замени­тели, жесты, реплики), использует знания, получен­ные из реальных наблюдений или из литературы;
  5. ребенок очень часто вносит какие-то новые эле­менты в игру (действия, их сочетание, предметы-за­менители, жесты, реплики), часто использует знания, полученные из реальных наблюдений или из произве­дений детской литературы (рассказы, сказки и т. п.).

Учасшие взрослого в руководстве игрой детей:

  1. игра возникает по инициативе взрослого и про­ходит под его руководством;
  2. игра возникает по инициативе ребенка, но про­ходит под руководством взрослого;
  3. игра возникает по инициативе ребенка и про­ходит с участием взрослого как полноправного ее участника (используются косвенные приемы руко­водства);
  4. игра возникает по инициативе ребенка и про­ходит при небольшой поддержке взрослого (исполь­зуются косвенные проблемы руководства);
  • игра возникает, и проходит без участия взрос­лого.

Предпочитаемые виды игр:

  1. нет предпочитаемого вида игр, ребенок одина­ково безразлично относится ко всем играм;
  2. ребенок предпочитает двигательные игры;
  3. ребенок предпочитает предметные игры;
  4. ребенок предпочитает игры с дидактическими игрушками;
  5. ребенок предпочитает сюжетные игры.

Характер двигательных игр:

  1. ребенок способен только к хаотическим пере­движениям и неупорядоченной двигательной актив­ности;
  2. ребенок способен включаться в подвижные игры-подражания;
  3. ребенок способен включаться в подвижные игры с простым сюжетом, но не всегда выполняет правила;
  4. ребенок с удовольствием участвует в подвиж­ных сюжетных играх, всегда выполняет правила;
  5. ребенок способен участвовать в бессюжетных играх с правилами.

Предпочитаемые виды дидактических игр:

  1. игры — манипуляции;
  2. игры с дидактическими игрушками;
  3. игры предметные дидактические;
  4. настольно-печатные игры;
  5. словесные игры.

 

Характер дидактических игр:            ,

  1. ребенок играет только по подражанию взрос­лому;
  2. ребенок играет с помощью взрослого после демонстрации правил;
  3. ребенок играет самостоятельно после демон­страции правил;
  4. ребенок играет по словесной инструкции;
  5. ребенок играет после разъяснения правил са­мостоятельно.

Характер игр с дидактическими игрушками:

  1. ребенок играет только по подражанию взрос­лому;
  2. ребенок играет с помощью взрослого после демонстрации правил;
  3. ребенок играет самостоятельно после демон­страции правил;
  4. ребенок играет по словесной инструкции;
  5. ребенок играет самостоятельно после разъяс­нения правил.

Характер предметных дидактических игр:

  1. ребенок играет только по подражанию взрос­лому;
  2. ребенок играет с помощью взрослого после демонстрации правил;
  3. ребенок играет самостоятельно после демон­страции правил;
  4. ребенок играет по словесной инструкции;
  5. ребенок играет самостоятельно после разъяс­нения правил.

Характер настольно-печатных дидактических игр:  

  1. ребенок играет только по подражанию взрос­лому;
  2. ребенок играет с помощью взрослого после демонстрации правил;
  3. ребенок играют самостоятельно после демон­страции правил;
  4. ребенок играет по словесной инструкции;
  5. ребенок играет самостоятельно после разъяс­нения правил.

Характер словесных дидактических игр:

  1. ребенок играет только по подражанию взрос­лому;
  2. ребенок играет с помощью взрослого после демонстрации правил;
  3. ребенок играет самостоятельно после демон­страции правил;
  4. ребенок играет по словесной инструкции;
  5. ребенок играет самостоятельно после разъяс­нения правил.

Надежные обменники

Анализ, результатов обследования позволяет дать очень подробную качественную характеристику раз­вития игровой деятельности каждого ребенка, а так­же наметить конкретную программу ее формирова­ния в процессе групповых и индивидуальных заня­тий.


Скачать готовый расчет по данной методике
Заказать готовый расчет по этой методике Задать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.