Назначение: методика позволяет оценить уровень игровой деятельности детей нарушениями интеллектуального развития. Подходит для детей с умственной отсталостью, в том числе, с РАС, ЗПР.
Источник: Баряева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. — 416 с.
В процессе обследования важно, чтобы окончательные выводы о тех или иных параметрах игровой деятельности, включенных в схему ее обследования, являлись результатом многократных наблюдений как кратковременных (3—5 минут), так и более длительных (15—20 минут). Наблюдения могут специально планироваться, и тогда необходимо подготовить условия, побуждающие ребенка к игре (игрушки, партнер и т. п.), но могут быть проведены и спонтанно. В этом случае используется любой момент, когда педагог заметит, что ребенок готовится к игре, начинает играть, играет (в одиночку или с партнерами) или завершает игру. При этом результаты наблюдений следует фиксировать, не оценивая их. Это можно делать в форме дневника или протокола наблюдения за игрой (примерная схема протокола представлена ниже). Для записи можно использовать параметры, предложенные в схеме обследования игры. Частота появления того или иного показателя по каждому выделенному параметру будет отражать тот качественный уровень игры, которого достиг ребенок на момент его обследования. Данные, характеризующие более высокий уровень развития игровой деятельности, составят ориентиры ее дальнейшего формирования, показывая перспективу развития игры у каждого ребенка.
Схема обследования игры дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Наличие интереса к игрушкам и действиям с ними:
- интерес отсутствует (ребенок не обращает внимания на игрушки, не тянется к ним, не пытается выполнять какие-либо действия);
- ребенок проявляет разлитый (неглубокий) интерес к игрушкам (ребенок перескакивает с одной игрушки на другую, не задерживая длительное время внимания на них и действиях с ними, создается впечатление хаотичных действий);
- ребенок проявляет интерес к игрушкам, выделяющимся своим внешним видом (окраска, величина, необычная форма, звучание при передвижении) — тянется к ним, пытается действовать с ними;
- ребенок иногда проявляет избирательный интерес к игрушкам независимо от их внешней привлекательности;
- ребенок устойчиво проявляет избирательный интерес к игрушкам, имеет любимые игрушки.
Эмоциональные реакции на игрушки и действия с ними:
- ребенок проявляет отрицательные реакции на игрушки (плач, негативизм, агрессивные проявления по отношению к игрушкам и предлагающим их);
- ребенок индифферентно относится к игрушкам, действия с ними не сопровождаются никакими эмоциональными реакциями;
- ребенок иногда проявляет положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками (улыбка, двигательное оживление и др.);
- ребенок часто положительно эмоционально реагирует на действия с игрушками (улыбка, смех, двигательное оживление, речевые высказывания)
- Ребенок всегда получает удовольствие от действий с игрушками.
Адекватность самостоятельных действий с игрушками:
- ребенок манипулирует игрушками, как и любыми другими предметами. Встречаются специфические манипуляции, которые направлены на выявление свойств предмета - двигает машину взад и вперед, рассматривает колеса, производит неспецифические манипуляции - постукивание, покусывание, бросание (колотит куклу, нагромождает кубики и бросает и др.
- ребенок выполняет с отдельными игрушками адекватные действия (возит на машине кубики, катает в коляске куклу и др.), другими манипулирует;
- ребенок с большинством игрушек действует адекватно;
- ребенок адекватно использует все знакомые игрушки;
- ребенок может адекватно использовать как знакомые, так и новые игрушки.
Характер используемых игрушек:
- ребенок использует только отдельные игрушки (машины, кубики, мячи или др.);
- ребенок использует только сюжетные игрушки;
- ребенок использует сюжетные игрушки и отдельные предметы-заменители, имеющие выраженное сходство с заменяемыми
- ребенок использует сюжетные игрушки и относительно большое количество предметов-заменителей, имеющих выраженное сходство с заменяемыми;
- ребенок использует действия с воображаемыми предметами.
Использование предметов-заменителей:
- ребенок никогда не использует в игре предметы-заменители;
- ребенок использует в игре предметы-замени-тили, которые использовались в процессе обучающих занятий, только по указанию взрослого;
- ребенок иногда самостоятельно использует в игре предметы-заменители, которые использовались в процессе обучающих занятий, может ответить на вопрос: «Что ты делаешь?»;
- ребенок часто самостоятельно использует в игре предметы-заменители, которые использовались в процессе обучающих занятий, и может назвать их словом заменяемого предмета;
- ребенок свободно самостоятельно использует в игре предметы-заменители, которые использовались в процессе обучающих занятий, иногда может сделать свой выбор предмета-заменителя и назвать его словом заменяемого предмета.
Содержание игровых действий:
- ребенок выполняет отдельные предметно-игровые действия;
- ребенок связывает отдельные игровые действия в логическую цепочку (одевает куклу и катает ее в коляске и др.);
- ребенок выполняет сюжетные действия (связанные между собой логикой сюжета);
- ребенок выполняет отдельные ролевые действия (мама, шофер, врач и т. п.);
- ребенок может действовать в соответствии с ролью, выполняя разнообразные действия (готовит кукле еду, кормит ее, укладывает ее спать и т. п.).
Характер игровых действий:
- реальные, развернутые, предельно детализированные игровые действия с игрушками и предметами;
- реальные, развернутые игровые действия с игрушками, при выполнении отдельных действий используются предметы-заменители;
- реальные, достаточно развернутые игровые действия с игрушками и предметами-заменителями, иногда используются жесты для обозначения каких-то (одной-двух) операций;
- реальные и часто условные действия с игрушками и предметами-заменителями, часто используются жесты для обозначения нескольких операций;
- реальные и часто условные действия с игрушками и предметами-заменителями, часто используются жесты для обозначения нескольких операций, иногда операция заменяется словом.
Степень обобщенности игровых действий:
- действия предельно детализированные, полностью развернутые, все операции выполняются в соответствии с реальными;
- действия детализированные, развернутые, отдельные операции (1—2) могут заменяться жестом в сторону игрушки;
- действия относительно развернутые, некоторые операции (больше 2-х)могут заменяться жестом в сторону игрушки или словом;
- действия не очень развернутые, отдельные операции заменяются словом («Дочки поели», «Машина приехала» и т. д.) ;
- действия достаточно обобщенные, оперирование игрушками или предметами-заменителями свернуто, используются условные жесты и словесное обозначение отдельных операций или действий в цепочке.
Способ выполнения игрового действия:
- совместно со взрослым;
- совместно со взрослым и по подражанию ему;
- преимущественно по подражанию и отдельные действия по образцу;
- требует показа образца перед самостоятельным выполнением действий;
- выполняет действия преимущественно самостоятельно.
Преобладающее содержание игры:
- манипуляции предметами;
- действия с предметами;
- действия с предметами в сочетании с бытовыми действиями;
- бытовые действия с элементами взаимоотношений между людьми;
- взаимоотношения между людьми.
Разнообразие содержания игры:
- ребенок играет только в предметные игры;
- ребенок играет преимущественно в предметные игры, иногда — в бытовые;
- ребенок играет преимущественно в бытовые игры;
- ребенок играет преимущественно в бытовые игры, иногда включается в игры, отражающие общественные отношения между людьми;
- ребенок играет преимущественно в игры, отражающие общественные отношения между людьми.
Предполагаемые игровые темы:
- семья;
- доктор;
- магазин;
- почта;
- другие (какие).
(Указать какие сюжеты ребенок предпочитает внутри предпочитаемой темы)
Разнообразие сюжетов игр:
- ребенок проигрывает только один хорошо усвоенный или любимый сюжет;
- ребенок проигрывает несколько постоянно повторяющихся сюжетов;
- ребенок инициирует игры с несколькими постоянно повторяющимися сюжетами, но включается и в другие;
- ребенок участвует в разнообразных по сюжетам играх по инициативе взрослого или сверстников;
- ребенок проигрывает разнообразные сюжеты по собственному желанию.
Источники сюжетов игры:
- занятия в дошкольном учреждении;
- события семейной жизни и бытовых ситуаций;
- рассказы взрослых и собственные наблюдения;
- произведения художественной литературы;
- кинофильмы и телепередачи.
Целенаправленность игры:
- ребенок застревает в начале игры на каком-то одном игровом действии, которое повторяет однообразно;
- ребенок, выполнив несколько логически последовательных операций или действий, застревает на каком-то одном игровом действии, которое повторяет однообразно;
- ребенок, выполнив несколько логически последовательных действий, прекращает игру или переключается на другую деятельность;
- ребенок играет относительно долго, но не завершает реализацию игрового сюжета;
- ребенок реализует игровой сюжет до конца.
Способность сформулировать игровую цель и поставить игровую задачу:
- ребенок не умеет определить цель игры и игровую задачу, игра хаотичная с переходом от одних действий к другим;
- ребенок способен определить цель игры и игровую задачу, которые реализует в действии, но не может сформулировать в речи;
- ребенок способен определить цель игры и игровую задачу, иногда может сформулировать ее в речи и объяснить окружающим;
- ребенок умеет определить цель игры и игровую задачу, может сформулировать ее в речи, но редко предлагает ее другим детям;
- ребенок умеет сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям.
Сопровождение самостоятельной игры речью:
- ребенок не сопровождает речью игровых действий;
- ребенок вокализует, выражая чувство удовольствия от выполняемых действий;
- ребенок иногда высказывает отдельные слова в связи с выполняемыми действиями (фиксирующего характера);
- ребенок часто сопровождает выполняемые действия высказываниями фиксирующего характера;
- ребенок использует обращения к игрушкам («Сейчас будешь кушать», «Будем ложиться спать» и т. п.).
Речевая активность во время совместной игры:
- в процессе игры со взрослым или сверстниками ребенок играет молча;
- в процессе игры со взрослым или сверстниками ребенок иногда делает какие-то высказывания, чаще всего фиксирующего характера по поводу выполняемых действий;
- в процессе игры ребенок обращается ко взрослому или сверстнику с вопросами по поводу выполняемых действий;
- в процессе игры ребенок обращается ко взрослому или сверстнику с разъяснениями по поводу выполняемых действий;
- перед игрой или в ходе игры ребенок рассказывает о предполагаемых действиях.
Продолжительность самостоятельной игры:
- до 5 минут;
- 5—10 минут;
- 10—15 минут;
- 15—20 минут;
- более 20 минут.
Продолжительность игры со взрослым:
- до 5 минут;
- 5—10 минут;
- 10—15 минут;
- 15—20 минут;
- более 20 минут.
Продолжительность игры со сверстником:
- до 5 минут;
- 5—10 минут;
- 10-15 минут;
- 15—20 минут;
- более 20 минут.
Интенсивность игрового поведения:
- очень низкая — ребенок играет неинтенсивно, мало активен;
- низкая - ребенок играет малоинтенсивно, поглощенность игрой непродолжительная, увлечения не проявляет, игра почти без эмоциональных проявлений, низкая двигательная активность, нет стремления к контактам с другими играющими;
- средняя - ребенок играет малоинтенсивно, поглощенность игрой непродолжительная, иногда проявляет увлечение игрой, игра без эмоциональных проявлений, низкая двигательная активность, нет стремления к контактам с другими играющими;
- высокая - ребенок играет интенсивно, с увлечением, игра эмоционально насыщенная, высокая двигательная активность, стремление к контактам с другими играющими;
- очень высокая — ребенок играет очень интенсивно, с увлечением, игра эмоционально насыщенная, высокая двигательная активность, стремление к контактам с другими играющими.
Контакты со сверстниками в процессе игры:
- ребенок играет в одиночку, не замечает других детей;
- ребенок играет в одиночку, но иногда наблюдает за детьми, играющими рядом;
- ребенок играет в одиночку, но иногда обращается к сверстнику, играющему рядом;
- ребенок стремится к игре с другими детьми, может взаимодействовать в паре;
- ребенок стремится к игре с другими детьми, может взаимодействовать с группой численностью в 2—3 человека.
Контакты с взрослыми в процессе игры:
- ребенок играет в одиночку, не замечает взрослых, не реагирует на их обращения;
- ребенок играет в одиночку, но иногда наблюдает за взрослым, играющим рядом, реагирует на обращения;
- ребенок играет в одиночку, но иногда обращается ко взрослому с просьбой или вопросом, чтобы привлечь его к игре;
- ребенок стремится к совместной игре со взрослым, активно реагирует на его предложения;
- ребенок с удовольствием играет со взрослым, инициирует совместную игру.
Предпочтительность контактов в игре:
- ребенок играет в одиночку, не замечает взрослых и детей, находящихся рядом, не реагирует на их обращения;
- ребенок играет в одиночку, но иногда обращается к взрослому с просьбой или вопросом, чтобы привлечь его к игре;
- ребенок стремится к совместной игре со взрослым, активно реагирует на его предложения, часто выступает с инициативой поиграть;
- ребенок стремится к игре с другими детьми, откликается на предложение сверстника поиграть, может взаимодействовать в паре;
- ребенок стремится к игре с другими детьми, может взаимодействовать с небольшой группой, часто выступает с инициативой поиграть.
Средства, используемые для взаимодействия с партнером по игре:
- предметные действия;
- мимика и пантомимика;
- отдельные слова (вопросы, обращения);
- развернутые высказывания реального содержания;
- ролевая речь.
Способность согласовывать свои действия с действиями партнера по игре:
- ребенок не согласовывает собственные действия с действиями партнера по игре, играет автономно;
- ребенок нередко делает попытки отследить действия партнера и построить собственные в соответствии с ними;
- иногда в ходе игры ребенок обращается с вопросами по поводу действий партнера, чтобы построить собственные;
- часто в ходе игры ребенок обращается с вопросами по поводу действий партнера, чтобы построить собственные;
- иногда до начала игры ребенок обсуждает с партнером предполагаемые действия, очень часто в ходе игры обращается с вопросами по поводу действий партнера, чтобы построить собственные.
Проявление гибкости во взаимодействии со сверстниками во время игры:
- ребенок гибкости не проявляет;
- ребенок иногда проявляет гибкость, внося какие-то несущественные изменения в свое поведение во время игры под воздействием сверстников;
- ребенок часто проявляет гибкость, внося изменения в свое поведение во время игры под воздействием сверстников;
- ребенок очень часто проявляет гибкость, внося существенные изменения в свое поведение во время игры с учетом возникающих ситуаций;
- ребенок гибко меняет свое поведение во время игры, ориентируясь на поведение и действия партнеров.
Устойчивость игровых объединений:
- ребенок играет только один;
- ребенок иногда играет в паре, постоянно меняя партнеров;
- ребенок часто играет в паре, предпочитая постоянного партнера;
- ребенок иногда играет в небольшой группе с непостоянным составом участников;
- ребенок играет в небольшой группе с относительно постоянным составом участников.
Отношения между детьми в игре:
- взаимоотношения не возникают, дети играют рядом;
- дети играют рядом, но начинают вступать в реальные взаимоотношения;
- существуют только реальные отношения между детьми в игре;
- преобладают реальные отношения между детьми, но иногда возникают и ролевые;
- преобладают ролевые отношения между участниками игры.
Наличие конфликтов в совместной игре:
- ребенок постоянно конфликтует со сверстниками по любому поводу (обладание игрушками, распределение ролей, соблюдение правил и др.);
- ребенок часто конфликтует по поводу обладания игрушками, распределения ролей, соблюдения правил и др.;
- ребенок иногда конфликтует по поводу обладания игрушками, распределения ролей, соблюдения правил и др.;
- ребенок очень редко конфликтует по поводу обладания игрушками, распределения ролей, соблюдения правил и др.;
- ребенок играет со сверстниками практически без конфликтов.
Способы поведения во время конфликтных ситуаций:
- ребенок часто провоцирует конфликты, проявляет излишнюю настойчивость, не уступает, часто агрессивен, дает бурные эмоциональные реакции (кричит, плачет, топает ногами и т. п.);
- ребенок иногда провоцирует конфликты, проявляет излишнюю настойчивость, иногда уступает, афессии не проявляет, эмоциональные вспышки редкие;
- ребенок конфликты не провоцирует, но проявляет настойчивость, хотя часто уступает, агрессии не проявляет, эмоциональные вспышки очень редкие;
- ребенок конфликты не провоцирует, в конфликтной ситуации чаще всего уступает, эмоционально уравновешен;
- ребенок конфликтных ситуаций избегает, проявляет стремление успокоить конфликтующих.
Спонтанная двигательная активность во время игры:
- очень низкая — ребенок вяло выполняет игровые действия, играет на одном месте;
- низкая — ребенок вяло выполняет игровые действия, перемещается во время игры в границах небольшого пространства;
- средняя — ребенок выполняет игровые действия малодинамично, неохотно меняет место действия в соответствии с содержанием игры;
- высокая — ребенок выполняет игровые, действия достаточно динамично, меняет место действия в соответствии с содержанием игры;
- очень высокая — ребенок выполняет игровые действия динамично, достаточно быстро, меняет место действия в соответствии с содержанием игры.
Координация моторики во время игры:
- очень слабая - действия ребенка координированы очень слабо, что затрудняет их выполнение;
- слабая — ребенок испытывает затруднения при выполнении действий с игрушками небольшого размера;
- средняя — ребенок испытывает затруднения при выполнении действий с мелкими игрушками и предметами;
- хорошая — ребенок испытывает некоторые трудности при выполнении игровых действий, требующих точности движений;
- очень хорошая — никаких трудностей при выполнении игровых действий, требующих точности движений, ребенок не испытывает.
Эмоциональные реакции во время игры:
- во время игры положительных эмоциональных реакций ребенок не проявляет;
- ребенок иногда выражает чувство удовольствия от игры;
- ребенок часто выражает чувство удовольствия от игры;
- ребенок очень часто выражает радость и удовольствие во время игры;
- ребенок свободно выражает радость и удовольствие во время игры, не стесняется в их выражении.
Отношение к роли в игре:
- ребенок роли не понимает и не выделяет, словом ее не обозначает;
- ребенок роль понимает, с помощью взрослого может обозначить ее до начала игры, но не соотносит себя с персонажем игры;
- ребенок роль понимает, может обозначить ее самостоятельно до начала игры, но в игре забывает о ней;
- ребенок роль понимает, может обозначить ее самостоятельно до начала игры и во время игры, хотя не всегда следует ей до конца игры;
- ребенок роль понимает, может обозначить ее самостоятельно до начала игры и во время игры, следует ей до конца игры.
Особенности ролевого диалога:
- нет ролевого диалога;
- наличие кратких высказываний по отношению к кукле или играющему \ ядом (сверстнику или взрослому), но не связанных с ролью;
- наличие кратких высказываний и реплик, по отношению к кукле или в ответ на обращения партнера (сверстника или взрослого), связанных с ролью;
- достаточно продолжительный ролевой диалог с помощью отдельных реплик;
- продолжительный ролевой диалог с помощью отдельных реплик и фраз, обращенных к реальному партнеру.
Предпочтения в выборе роли:
- предпочтений нет, ребенок выполняет любые предложенные роли;
- ребенок предпочитает второстепенные роли и только их выполняет;
- ребенок предпочитает второстепенные роли, но соглашается и на первостепенные;
- ребенок предпочитает первостепенные роли;
- ребенок имеет любимые роли, но готов выполнять различные, ожидая их выполнения.
Участие ребенка в распределении ролей под руководством взрослого:
- ребенок не участвует в процессе распределения ролей, безразличен к нему;
- ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия в нем не принимает и не высказывает отношения к полученной роли;
- ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия в нем не принимает; высказывает свое согласие или несогласие относительно полученной роли;
- ребенок иногда активно включается в процесс распределения ролей, высказывает желание сыграть ту или иную роль;
- ребенок принимает активное участие в процессе распределения ролей, обсуждает роли и кандидатов на них, высказывает желание сыграть ту или иную роль.
Участие ребенка в распределении ролей без участия взрослого:
- ребенок не участвует в процессе распределения ролей, безразличен к нему;
- ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия в нем не принимает и не высказывает отношения к полученной роли;
- ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия в нем не принимает; высказывает свое согласие или несогласие относительно полученной роли;
- ребенок иногда активно включается в процесс распределения ролей, высказывает желание исполнить ту или иную роль;
- ребенок принимает активное участие в процессе распределения ролей, обсуждает роли и кандидатов на них, высказывает желание исполнить ту или иную роль.
Выполнение правил во время игры со сверстниками:
- ребенок правила не выполняет, не понимая их;
- ребенок понимает правила, старается их выполнять, но по ходу игры часто забывает, слабо реагирует на замечания сверстников;
- ребенок старается следовать правилам игры, но по ходу ее нередко их забывает, сразу реагирует на замечания сверстников;
- ребенок часто следует правилам игры, сразу реагирует на замечания сверстников по поводу их несоблюдения, нередко обращает внимание сверстников на несоблюдение ими правил игры;
- ребенок четко следует правилам игры, следит за тем, чтобы и партнеры им следовали.
Выполнение правил во время игры со сверстниками при yчacmuu взрослого:
- ребенок правила не выполняет, не понимая их;
- ребенок правила не понимает, но может их выполнять, следуя указаниям взрослого;
- ребенок старается следовать правилам игры, но по ходу ее нередко их забывает, сразу реагирует на замечания взрослого по поводу их несоблюдения, практически не обращает внимания на замечания сверстников;
- ребенок часто следует правилам игры, сразу реагирует на замечания сверстников или взрослого по поводу их несоблюдения, нередко обращает внимание взрослого или сверстников на несоблюдение шми правил игры;
- ребенок четко следует правилам игры, следит за тем, чтобы и партнеры им следовали.
Уход от реальности:
- нет ухода от реальности, ребенок выполняет только реальные действия с реальными предметами и игрушками, в реальной ситуации;
- ребенок иногда использует в игре, наряду с реальными, предметы-заменители;
- ребенок часто использует в игре, наряду с реальными, предметы-заменители, иногда воображаемые предметы или жест вместо реального действия, иногда появляются условные ролевые действия;
- в игре преобладают ролевые действия, в которых ребенок использует воображаемые предметы; жесты и слова заменяют игрушки и действия;
- ребенок играет в воображаемой ситуации, перевоплотившись в роль персонажа игры, требует небольшого количества игрового оборудования.
Проявления творчества в игре:
- ребенок выполняет только заученные действия в соответствии с каким-то одним сюжетом (например, кормление куклы, укладывание куклы спать и т. п.);
- ребенок иногда вносит какие-то новые элементы в один хорошо заученный сюжет игры (действия, их сочетание, предметы-заменители, реплики), например одевание куклы и катание ее в коляске и т. п.;
- ребенок часто вносит какие-то новые элементы в один хорошо заученный сюжет игры (действия, их сочетание, предметы-заменители, жесты, реплики), делает попытки логически объединять игровые действия из разных сюжетов, например купание куклы и укладывание спать и т. п.;
- ребенок часто вносит какие-то новые элементы в игру (действия, их сочетание, предметы-заменители, жесты, реплики), использует знания, полученные из реальных наблюдений или из литературы;
- ребенок очень часто вносит какие-то новые элементы в игру (действия, их сочетание, предметы-заменители, жесты, реплики), часто использует знания, полученные из реальных наблюдений или из произведений детской литературы (рассказы, сказки и т. п.).
Учасшие взрослого в руководстве игрой детей:
- игра возникает по инициативе взрослого и проходит под его руководством;
- игра возникает по инициативе ребенка, но проходит под руководством взрослого;
- игра возникает по инициативе ребенка и проходит с участием взрослого как полноправного ее участника (используются косвенные приемы руководства);
- игра возникает по инициативе ребенка и проходит при небольшой поддержке взрослого (используются косвенные проблемы руководства);
- игра возникает, и проходит без участия взрослого.
Предпочитаемые виды игр:
- нет предпочитаемого вида игр, ребенок одинаково безразлично относится ко всем играм;
- ребенок предпочитает двигательные игры;
- ребенок предпочитает предметные игры;
- ребенок предпочитает игры с дидактическими игрушками;
- ребенок предпочитает сюжетные игры.
Характер двигательных игр:
- ребенок способен только к хаотическим передвижениям и неупорядоченной двигательной активности;
- ребенок способен включаться в подвижные игры-подражания;
- ребенок способен включаться в подвижные игры с простым сюжетом, но не всегда выполняет правила;
- ребенок с удовольствием участвует в подвижных сюжетных играх, всегда выполняет правила;
- ребенок способен участвовать в бессюжетных играх с правилами.
Предпочитаемые виды дидактических игр:
- игры — манипуляции;
- игры с дидактическими игрушками;
- игры предметные дидактические;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
Характер дидактических игр: ,
- ребенок играет только по подражанию взрослому;
- ребенок играет с помощью взрослого после демонстрации правил;
- ребенок играет самостоятельно после демонстрации правил;
- ребенок играет по словесной инструкции;
- ребенок играет после разъяснения правил самостоятельно.
Характер игр с дидактическими игрушками:
- ребенок играет только по подражанию взрослому;
- ребенок играет с помощью взрослого после демонстрации правил;
- ребенок играет самостоятельно после демонстрации правил;
- ребенок играет по словесной инструкции;
- ребенок играет самостоятельно после разъяснения правил.
Характер предметных дидактических игр:
- ребенок играет только по подражанию взрослому;
- ребенок играет с помощью взрослого после демонстрации правил;
- ребенок играет самостоятельно после демонстрации правил;
- ребенок играет по словесной инструкции;
- ребенок играет самостоятельно после разъяснения правил.
Характер настольно-печатных дидактических игр:
- ребенок играет только по подражанию взрослому;
- ребенок играет с помощью взрослого после демонстрации правил;
- ребенок играют самостоятельно после демонстрации правил;
- ребенок играет по словесной инструкции;
- ребенок играет самостоятельно после разъяснения правил.
Характер словесных дидактических игр:
- ребенок играет только по подражанию взрослому;
- ребенок играет с помощью взрослого после демонстрации правил;
- ребенок играет самостоятельно после демонстрации правил;
- ребенок играет по словесной инструкции;
- ребенок играет самостоятельно после разъяснения правил.
Надежные обменники
Анализ, результатов обследования позволяет дать очень подробную качественную характеристику развития игровой деятельности каждого ребенка, а также наметить конкретную программу ее формирования в процессе групповых и индивидуальных занятий.
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.