Проект адресован администрации школы, руководителям методических объединений, педагогам с целью демонстрации возможностей интеграции в образовании, обучения проведению интегрированных уроков. Предлагаемые материалы помогут организовать работу методического объединения учителей начальных классов на протяжении учебного года и содержат три семинара, посвященных проблеме интеграции в образовании.
Деловая игра “Современный урок. Каким ему быть?”
Цель: разработать критерии современного урока.
Регламент: 1 час.
Оборудование: анкеты, бумага, ручки, диаграммы результатов анкетирования.
- Информационный этап.
Ведущий объявляет тему, цель и план проведения семинара.
- Анкетирование участников семинара.
Участники семинара в течение 20 минут отвечают на вопросы анкеты (см. приложение). Анкетирование направлено на выявление обязательных критериев современного урока.
- Представление результатов анкетирования.
Ведущий знакомит аудиторию с результатами опроса, выделяет наиболее типичные ответы, отмечает тенденции, формулирует выявленные проблемы.
- Работа в группах.
Участники делятся на группы. Опираясь на результаты анкетирования и собственные знания и представления об оптимальной структуре учебного занятия, каждая группа должна определить:
- каковы обязательные критерии современного урока;
- каких целей необходимо достичь, чтобы обеспечить наличие данных критериев;
- какую систему действий нужно осуществить для достижения поставленных целей.
На выполнение задания отводится 15—20 минут. Участники должны придерживаться следующих правил совместной работы (выработаны доктором педагогических наук, профессором С. Г. Воровщиковым):
- Обязательное участие каждого в работе группы;
- Откровенность и доброжелательность в общении;
- “Работа без погон”, т. е. общение на равных, без учета званий, стажа;
- Соблюдение принципа “не меня не поняли, а я неясно выразил свою мысль”;
- Осознание каждым участником ответственности за работу группы, группой — ответственности за работу каждого.
- Представление результатов работы в группах.
Представители каждой группы знакомят аудиторию с результатами совместной работы. Ведущий фиксирует предлагаемые критерии современного урока и способы их достижения. По результатам семинара разрабатывается программа действий педагогического коллектива, направленная на формирование качественно нового урока.
- Рефлексивный блок.
Педагоги делают вывод, что основное требование к уроку — подготовка конкурентоспособного выпускника с высоким уровнем знаний, владеющего ключевыми умениями и навыками, способного социализироваться в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях. Выполнению данного требования способствует, в том числе, налаживание на занятиях межпредметных связей.
Теоретический семинар на тему “Интеграция как методическое явление”
Цель: выявить возможности интеграции в начальном обучении.
Регламент: 2 часа.
Обеспечение: листы бумаги, ручки, мультимедийная установка, карточки с вопросами, ват ман.
ХОД СЕМИНАРА
- Организационный этап.
Ведущий объявляет тему, цель и план проведения семинара.
- Информационный блок.
Выступление ведущего с лекцией.
Теоретические основы проблемы интеграции в обучении
Существующая система образования предметоцентрична — учебные предметы функционируют автономно. Подобная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире усиливаются тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Возникает потребность в объединении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т. е. необходимость налаживания межпредметных связей учебных дисциплин. В свою очередь, подобные инновационные процессы в системе педагогического образования вынуждают искать пути совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов, всесторон не раз ви тых лич нос тей.
Интегрированное (синтетическое, совмещенное) обучение способствует оптимизации учебно-познавательной деятельности, преследует цель развития образного мышления ученика. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. Зарождается своеобразная научная деятельность, в которой роль исследователей выполняют сами ученики. Интегрированные уроки сопровождаются открытиями и находками, а потому становятся чрезвычайно привлекательной формой работы для ребенка. Непривычный ход занятия пробуждает интерес и стимулирует активность. Интегрированные уроки как нельзя лучше раскрывают и творческий потенциал педагога, дают ему замечательную возможность выйти на новый уровень отношений с классом.
Понятие “интеграция” в системе обучения может принимать два значения:
- Формирование у школьников целостного представления об окружающем мире (интеграция как цель обучения).
- Нахождение общей платформы для сближения предметных знаний (интеграция как средство обучения).
Интеграция направлена на расширение существующей узкой специализации в обучении. При этом она не заменяет преподавание классических учебных предметов, а лишь соединяет получаемые знания в единую систему. Интеграция возможна только в случае родства наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадения или близости объекта изучения; наличия общих методов и теоретических концепций изложения учебного материала.
Тактику внедрения интеграции в начальное обучение и воспитание обусловливает ряд факторов. Способствует процессу наличие у ребенка большого интеллектуального потенциала, который в традиционном обучении задействуется не в полной мере. Усложняет процесс необходимость изложения интегрированного курса так, чтобы детям младшего школьного воз рас та было понятно и интересно. Частично эта проблема решается за счет быстро го тем па подачи учебного материала — у детей концентрируется внимание на предмете, усиливается по зна ва те ль ная деятельность. Сталкиваясь с меж предметными по знавательными задачами, ученик направляет свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находятся известные предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе установленных межпредметных связей.
Интеграция в начальной школе
Интегрированный урок подразумевает обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении определенного понятия, темы или явления. Он строится на основе одного предмета. Остальные, интегрируемые с ним, являются второстепенными, сопутствующими, помогают шире изучить сущность изучаемого явления, понять его связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике. Интегрированный урок подразумевает совместную работу двух и более учителей, хотя такие занятия может проводить и один педагог, владеющий материалом интегрируемой дисциплины. Показателем уровня интегрированности является вовсе не механическое объединение материала учебных дисциплин в рамках одного урока или курса, а круг задач, который позволяет решить такой урок. В современной школе выделяют четыре уровня интеграции.
- Взаимодействие педагогического коллектива начальной школы, в рамках которого учителя определяют, что считать важным, а что второстепенным в учебном материале, обозначенном образовательной программой, учат детей единообразно оформлять письменные работы, грамотно строить устные ответы, прививают им навыки самоконтроля и самооценки.
- Объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов. Такие уроки могут проводиться в целях лучшего запоминания фактов и сведений, повторения, введения в тему дополнительного материала.
- Сравнительно-обобщающее изучение материала выражается в умении школьников сопоставлять и противопоставлять явления и объекты. Здесь, как и в предыдущих случаях, необходимо соблюдать основные условия: если урок ведет один учитель, то должен быть парный ему урок второго учителя-предметника, где анализируются те же факты и проблемы. Очень полезны поэтому взаимопосещения уроков педагогами с целью согласования и корректировки педагогических действий.
- Школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют выработанные учебные умения. Именно этот уровень следует признать высшим, ведь цель интегрированного преподавания — научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем. В первые два года обучения в школе интеграция должна иметь место, но не являться основной формой обучения, так как у ребенка еще небольшой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки. Широкая междисциплинарная модель интеграции в начальных классах продуктивна лишь в том случае, если она строится на элементарных, но прочных умениях и навыках, имеющихся у детей.
Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания — повышение самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явле ний, круг ко то рых уве ли чи ва ется за счет дру гих пред ме тов. Уче ни ки мо гут спра ви ть ся с подобной работой, только если владеют приемами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать свое время.
В начальных классах интеграция носит коллективный характер, т. е. “немного обо всем”. Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них элементарные представления. По мере обучения они получают новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся. Сложность интегрированных уроков заключается в необходимости сохранять динамическое развитие любой темы от ее введения до закрепления. В свою очередь, эти занятия позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, избежать дублирования материала по разным предметам, уделить больше внимания (в различных формах) тем целям, которые преследуются в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).
Про ведение интегрированного занятия требует от учителя основательной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Педагог должен знать, когда и какие предметы целесообразно интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата в обучении младших школьников. Разрабатывая такой урок, учитель должен:
- Определить цель урока (необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т. п.).
- Подобрать источники информации, отвечающие целям урока.
- Выявить системообразующий компонент — материал, который нужно интегрировать в урок, чтобы полнее раскрыть суть изучаемого предмета или явления (это могут быть отдельные понятия, законы, идеи, методы или средства обучения).
- Выбрать форму интегрирования:
- предметно-образная (получение более широкого и целостного представления о предмете познания);
- понятийная (выработка понятийного поля изучаемого явления);
- мировоззренческая (духовно-нравственное обоснование изучаемого явления);
- деятельностная (обобщение способов деятельности, их применение в новых условиях);
- концептуальная (разработка новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы).
Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Структура урока также может быть различной. Можно составить один большой урок из мини-уроков, построенных на материале других дисциплин. Возможен вариант построения интегрированного урока как серии модулей (алгоритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, умения,навыки.
ТИПЫ И ФОРМЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ
- Урок формирования новых знаний.
Структура: организационный момент; постановка цели; актуализация знаний; изучение нового материала; первичное закрепление, обобщение и систематизация знаний; подведение итогов; домашнее задание.
Цель: организовать работу по усвоению учащимися понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.
- Урок обучения умениям и навыкам.
Формы проведения:
- урок-практикум;
- урок-со чи не ние;
- урок-диалог;
- де ло вая или ро ле вая игра;
- ком би ни ро ван ный урок;
- урок-пу те шес твие;
- урок-экспедиция.
Структура: организационный момент; постановка цели; проверка домашнего задания; актуализация знаний; выполнение задач стандартного, реконструктивно-вариативного, творческого типа; контроль сформированности умений и навыков; подведение итогов; домашнее задание.
Цель: сформировать у учащихся умения и навыки, предусмотренные учебной программой.
- Урок применения знаний на практике.
Формы проведения:
- ролевая или деловая игра;
- урок-практикум;
- урок за щи ты проектов;
- урок-путешествие;
- урок-экспедиция.
Структура: организационный момент; постановка цели; проверка домашнего задания; актуализация знаний; решение практических задач; составление отчета по выполненной работе, подведение итогов; домашнее задание.
Цель: применение знаний на практике.
- Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений. Формы проведения:
- повторительно-обобщающий урок;
- урок-диспут;
- урок-игра (КВН, “Счастливый случай”, “Поле чудес”, конкурсы, викторины);
- театрализованный урок (урок-суд и т. п.);
- урок-совершенствование;
- заключительная конференция;
- заключительная экскурсия;
- урок-консультация;
- урок — анализ контрольных работ;
- об зор ная лек ция;
- об зор ная кон фе рен ция;
- урок-беседа.
Структура: организационный момент; постановка цели; оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях; подведение итогов; домашнее задание.
Цель: обобщить и систематизировать знания, закрепить сформированные умения и навыки. Уроки данного типа проводятся на завершающей стадии изучения крупной темы или в конце учебной четверти, года.
- Урок контроля и проверки знаний и умений.
Формы проведения:
- урок-зачет;
- урок-викторина;
- урок-конкурс;
- смотр знаний;
- защита творческих работ, проектов;
- творческий отчет;
- контрольная работа;
- урок-собесе дование.
Структура: организационный момент; постановка цели; проверка уровня усвоения знаний учащимися, сформированности умений и навыков (в устной, письменной или комбинированной форме); подведение итогов.
Цель: осуществить систематизацию и контроль знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕГРАЦИИ
- Приобретаемые знания систематизируются.
- Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что является основой творческого подхода к научной, художественной деятельности человека.
- Обеспечивается целостное восприятие мира, осуществляется всестороннее развитие личности.
- Происходит оптимизация, интенсификация учебной и педагогической деятельности.
- Самостоятельная работа педагогов.
Педагоги делятся на группы, и каждая получает карточку с вопросом для обсуждения информационного блока:
- Каких результатов в обучении позволяет достичь интеграция учебных предметов?
- Какими профессиональными навыками должен обладать педагог для проведения интегрированных уроков?
- Каковы особенности интеграции в начальной школе?
- Какие уровни интеграции выделяют в современной школе?
- Какие существуют типы и формы интегрированных уроков?
- Представление результатов самостоятельной работы.
Результаты групповой работы могут быть представлены в устной форме, на доске или внесены в таблицу (ватман).
- Рефлексивный блок.
Педагоги делают вывод о том, что за интегрированным обучением будущее образовательного процесса.
Семинар-практикум на тему “Как разработать и провести урок сценирования?”
Цель: изучить методику организации и проведения урока сценирования.
Регламент: 3 часа.
Оборудование: учебники, видеоурок, компьютер, ножницы, клей, бумага, ручки.
ХОД СЕМИНАРА
- Организационный этап.
Ведущий сообщает тему, цель и план работы семинара.
- Информационный блок.
УРОК СЦЕНИРОВАНИЯ И МЕТОДИКА ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
Задача современной системы образования — подготовка специалистов широкого профиля, которые способны хорошо ориентироваться как в гуманитарных, так и в естественнонаучных дисциплинах, решать комплексные проблемы и проявлять компетентность в различных областях деятельности. Соответственно, возрастают требования к стандартам образования, происходит их переориентация на достижение метапредметных результатов — обучение школьников универсальным учебным действиям, которые могут быть применены на уроках по другим предметам, а также в новых для ребенка ситуациях. Эффективно решаются данные задачи на интегрированных уроках и уроках сценирования. Перечислим основные различия между ними:
- На интегрированный урок отводится только 45 минут, а сценирование учебных занятий продолжается 2—4 урока, т. е. на протяжении почти всего учебного дня.
- Интегрированный урок объединяет, как правило, 2 учебных предмета, а урок сценирования — более двух.
- В интегрированном уроке происходит чередование заданий по предметам, в сценическом — плавный переход, “вытекание” одного предмета из другого (тесная, неразрывная связь между предметами).
- В интегрированном уроке за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берется урок, а в сценировании учебных занятий — учебная тема, т. е. происходит конкретизация ведущих идей предмета в процессе изучения темы. Такой интегративно-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими предметами.
Как сценировать и провести учебное занятие? Рассмотрим основные этапы.
- Выбор темы урока.
Зависит от типа урока. Сценирование уместно на уроке:
- формирования новых знаний;
- обучения умениям и навыкам;
- применения знаний на практике;
- повторительно-обобщающем;
- контроля и проверки знаний и умений.
- Постановка целей и задач.
Зависит от выбранной темы урока и его типа.
- Подбор учебного материала.
Материал подбирается в соответствии с программами по предметам, выбранным для интеграции, с привлечением дополнительных источников для большей информативности и расширения кругозора учащихся. Это могут быть стихи, фразеологизмы, загадки, пословицы, занимательные факты (“Памятники”, “Книга рекордов Гиннесса” и т. д.), сведения из энциклопедий.
- Подбор заданий.
Зависит от целей и задач урока, возрастных особенностей и уровня развития учащихся.
- Структурирование урока.
Последовательное расположение заданий по теме урока — от простого к сложному. Должны прослеживаться связь между предметами и плавный переход от одного этапа к другому, чтобы не терялась основная мысль, а в центре внимания оставался предмет, вокруг кото- ро го стро ится урок.
- Выбор форм работы.
Зависит от темы, целей, задач, типа урока и цели конкретного задания:
- индивидуального;
- группового;
- фронтального.
Чаще всего на сценическом уроке используются все вышеназванные формы работы.
- Организация деятельности учащихся в процессе подготовки урока.
В зависимости от возраста школьники могут:
- оказать помощь в подборе материала (подготовить сообщения, доклады);
- выполнить опережающие задания (прочитать литературное произведение, подготовить примеры, разучить стихи, написать мини-сочинения);
- подготовить наглядность (рисунки, поделки).
Включаясь в подготовку урока, учащиеся становятся его полноправными авторами, а не сторонними наблюдателями. Фактически имеет место коллективное творческое дело.
- Подбор наглядного материала.
Наглядность к уроку сценирования обязательна, она должна быть содержательной, яркой, запоминающейся.
- Продумывание этапов текущей и итоговой рефлексии.
Рефлексия (педагогическая и психологическая) должна проводиться на каждом этапе и в конце урока.
- Групповая работа участников по конструированию урока.
Учителя делятся на группы, получают план — конспект урока, необходимые учебники и дополнительную литературу. Задача каждой группы — сконструировать урок сценирования по следующей схеме:
- определить тему, цель и задачи урока;
- определить предмет, вокруг которого будет строиться урок;
- определить класс, для которого предназначен урок;
- при необходимости подобрать задания из учебников.
- Презентация итогов групповой работы.
- Рефлексивный блок.
Слушатели делают вывод, что интеграция — это инновационная форма работы в обучении.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для учителей
- Что должно отличать современный урок? Назовите несколько основных признаков:
- Распределите в 2 колонки характеристики современного урока, которые свойственны Вашим урокам и те, которых нет, но Вы считаете их желательными.
Характеристики урока
свойственные моим урокам |
не свойственные моим урокам |
|
|
|
|
|
- Что, по Вашему мнению, должны делать ученики, чтобы качество занятий стало более высоким?______________________________________________________________________________
- Что, по Вашему мнению, должны делать учителя, чтобы качество занятий стало более высоким?______________________________________________________________________________
- Что, по Вашему мнению, должна делать администрация, чтобы качество занятий стало более высоким?______________________________________________________________________________
- Согласны ли Вы, что взаимоотношения учителей и учащихся можно назвать сотрудничеством?
а)согласен / согласна;
б)сомневаюсь;
в)не согласен / не согласна.
- Каким должен быть урок, чтобы Вы лично назвали его уроком высокого качества?
Источник: Степанова, А.Е.Интеграция знаний как способ создания целостной развивающей среды / А.Е. Степанова, А.Н. Карнилова // У дапамогу намеснiку дырэктара, 2013. - №1(3).