Цель: выявить личностные нарушения у детей, определить механизмы негативных воздействий на развитие дошкольника (биологические, психологические, социальные).
Источник: Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и роди-телей. - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001. — 160 с.
Анкета для родителей дошкольников. Анкета для воспитателей дошкольников.
АНКЕТА № 1 (для родителей)
Цель 1-й части, в которую входит 14 вопросов — сбор анамнеза и общих сведений о ребенке и составе семьи.
2-ая часть включает 10 вопросов, касающихся эмоционального развития ребенка, его привязанностей.
3-ая часть содержит подборку из 14 вопросов. Проанализировав ответы на них, психолог познакомится с особенностями воспитания ребенка в семье, его интересами и проблемами.
Результаты анкеты рекомендуется обрабатывать с помощью условных обозначений:
(+) — нет предпосылок к межличностным конфликтам;
(Н—) — предпосылки могут появиться;
(—) — наличие конфликтных предпосылок.
- Общие сведения о ребенке и семье
- Фамилия, имя ребенка
- Дата рождения
- Ф.И.О. отца, профессия
- Ф.И.О. матери, профессия
- Домашний адрес, телефон
- Какой ребенок по счету в семье (возраст сестры, брата)?
- Как протекали беременность и роды?
- Было ли что-то необычное или проблематичное в раннем раз витии ребенка?
- Развитие ребенка идет замедленно, нормально, ускоренно (подчеркните))
- Какие болезни перенес ребенок?
- Есть ли у ребенка какие-либо проблемы, связанные с медициной (хронические заболевания, физические помехи, про шлые госпитализации)?
- Употребляет ли сейчас ребенок какие-либо лекарства? На пишите и объясните, каково их назначение
- Есть ли аллергия у ребенка на пищевые продукты, медика менты и прочее?
- Состоял ли ребенок на учете у психоневролога? Укажите диагноз, время снятия с учета
2. Эмоциональное развитие ребенка
- Часто ли ребенок плачет? (Да, нет)
- Какое обычно состояние у ребенка? (Спокойное, плаксивое, возбужденное и др.)
- Как долго ребенок остается расстроенным?
- Чего боится ребенок?
- Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?
- Быстро ли устает ребенок?
- На кого в семье похож характером ребенок?
- Как ребенок относится к незнакомым взрослым?
- Как ребенок относится к детям?
- Как ребенок относится к животным?
3. Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности, интересы
- Посещал ли ребенок детский сад, лицей, группы развития и др.? Укажите с какого возраста?
- Какие игрушки, игры, материалы для занятий есть у ребенка? Где и как они хранятся?
- Кто чаще воспитывает ребенка?
- Есть ли трудности у ребенка (подчеркните): в одевании, в засыпании (спит ли днем), в умывании, в еде, в уборке игрушек, при самообслуживании в туалете?
- Какой режим в семье (подъем, кормление, прогулка, сон)?
- Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку, в том, что ему разрешают или запрещают? (Единодушны, не всегда единодушны, нет)
- Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье? (Поощрения, наказания, внушение, выговор, объяснение, рассуждения)
- Кого в семье ребенок слушается? (Всех, папу, маму, никого)
- Помогает ли ребенок по дому?
- Назовите любимые игры и игрушки ребенка, любимые сказки и книжки, любимую пищу
- Какие из перечисленных видов деятельности выполняет ребенок успешнее других? (Придумывание совместных игр; рассказывание сказок, историй; рисование, лепка, пение, танцы, сооружения из кубиков)
- Какие качества вашего ребенка вы особенно цените? (Доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание)
- Существуют ли у ребенка следующие проблемы: писается в постель (ночью, днем); грызет ногти; сосет палец или другие?
- Является ли религия важной частью семейных традиций? Какая религия практикуется?
АНКЕТА № 2 (для воспитателей)
Из 30 вопросов, предлагаемых в анкете Т. А. Репиной, Т.А. Панфилова рекомендует использовать 20 вопросов, которые соответствуют цели нашей работы. Восемь вопросов (2-6, 10, 7, 28) определяют наличие конфликтности в общении ребенка со сверстниками, 12 вопросов дают представление о сформированности навыков общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Анкета дается воспитателям в форме готовых вариантов ответов. Полученные данные систематизируются в специальную таблицу.
Инструкция. Подчеркните один из наиболее соответствующих, с Вашей точки зрения, ответов. Если не уверены в правильности ни одного из них, не подчеркивайте ничего.
Фамилия, имя, дата рождения ребенка
- Общительный со взрослыми; не очень; замкнутый (необщительный).
- Общительный с детьми (в большинстве случаев предпочитает играть с детьми, а не один); не очень общительный (в одинаковой степени любит играть с детьми и один); замкнутый, необщительный (любит играть один).
- Если ребенок общительный, то он предпочитает: играть с детьми старше себя; с ровесниками; с детьми младше себя.
- Умеет организовать детей в игре и других детских занятиях, выполняет только ведущие роли; одинаково успешно выполняет в игре ведущие и второстепенные роли; в игре чаще подчиняется другим детям и выполняет второстепенные роли.
- Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми; конфликты возникают, но редко; часто конфликтует.
- Делится игрушками, сладостями с другими охотно; не очень охотно; неохотно.
- Сочувствует другому, когда тот чем-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть; только иногда выражает сочувствие другому; внешне не выражает своего сочувствия.
- Часто обижает других детей, дерется; иногда бывает агрессивен; редко дерется с детьми и редко обижает их; спокоен, со всем не дерется.
- Часто жалуется взрослым, когда ссорится с товарищами; редко жалуется; совсем не жалуется.
- Обидчивый; не очень, совсем не обидчивый.
- Всегда бывает справедливым во взаимоотношениях со сверстниками, разбирает конфликты других, мирит товарищей; не всегда бывает справедливым; чаще бывает несправедливым.
- Обычно говорит правду, никого не обманывает; иногда говорит неправду; часто обманывает.
- Всегда старается быть вежливым; иногда бывает вежливым, иногда нет; часто бывает грубым, забывает говорить «волшебные слова».
- Почти всегда послушен; в равной мере бывает послушным и непослушным; чаще бывает непослушным, упрямым.
- Любит делать все самостоятельно, даже если и не умеет; не очень стремится к самостоятельности; предпочитает, что бы за него все делали другие.
- Старается доводить начатое дело до конца.
- Охотно и старательно выполняет трудовые поручения взрослых; проявления трудолюбия неустойчивы; не любит трудиться — чаще всего плохо выполняет поручения взрослых.
- Уверенный, решительный; не очень уверенный; неуверенный.
- Умеет придумывать интересные игры, игровые навыки и умения развиты хорошо; игровые навыки и умения развиты средне; игровые навыки и умения развиты плохо.
- Преобладает веселое, жизнерадостное настроение (радуется, смеется, смешит других, почти не плачет); в равной мере бывает веселым и недовольным (часто смеется, радуется и часто плачет); чаще бывает недоволен окружающим (плаксив, плачет из-за малейшего пустяка).
- Приятный, красивый, симпатичный; просто приятный, сим патичный; с малоприятной внешностью.
АНКЕТА № 2А (для воспитателей, педагогов)
Анкета заполняется воспитателями, педагогами в период адаптации детей к дошкольному учреждению. С помощью данной анкеты выделяются проблемные дети, которые нуждаются в психологической коррекции или повышенном внимании со стороны воспитателей, родителей.
ФИО (воспитателя, педагога)
- Профессия, должность
- Ваши трудности на занятиях в первые дни адаптации детей
- Ваши трудности на данный момент
- Какую помощь со стороны психолога Вы ждете?:
- Какие дети из группы лучше развиты?
- Какие дети отстают в развитии?
- Какие дети агрессивны?
- Какие дети плаксивы, тревожны?
- Какие дети не выполняют требований воспитателя, педагога?
- Медлительные дети
- Подвижные дети
- Популярные дети (в общении со сверстниками)
- Непопулярные дети
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.