Вверх
Напишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!
e-mail: cola5@yandex.ru
Развитие лексической стороны речи в современной методике рассматривается как одна из важнейших задач работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что словарная работа, в рамках которой происходит становление лексико-семантической стороны речи детей, обеспечивает создание лексической основы речевого развития каждого ребенка. Сущность лексического развития детей дошкольного возраста заключается в освоении ими значений слов и овладении навыками их уместного употребления в практике речевого общения. Поэтому сегодня целесообразно говорить именно о лексико-семантическом развитии детей дошкольного возраста.
Источник: Изучение уровня лексико-семантического развития детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие /В.Л.Сиротина. – Челябинск: Челябинский государственный педагогический колледж № 2, 2012. – 32 с.
Подготовка исследования. Подобрать предметы, хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют, например мяч, ложка, чашка, лопатка, рукавицы.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-5 лет. Ребенку дают по одному предмету и предлагают с ним поиграть. В ходе игры задают вопросы: «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагают ребенку погладить предмет, смять, надавить и спрашивают: «Какой?», чтобы выяснить умение выявлять качества и называть их. Если ребенок самостоятельно не обращает внимания на части предмета, то их показывают и просят назвать.
Обработка данных. Подсчитывают правильность называния детьми предметов, их частей и свойств. Данные оформляют в таблицу по возрастам: 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет.
Изучение использования прилагательных и глаголов в речи
Подготовка исследования. Подобрать несколько групп слов:
1 группа: слова, обозначающие хорошо знакомые ребенку предметы, с которыми он постоянно действует (например, чашка, шапка, мяч);
2 группа: слова, обозначающие знакомые предметы, действия с которыми редки или ограничены для ребенка (например, часы, газета, кошелек);
3 группа: слова, обозначающие природные явления (например, дождь, снег, солнце);
4 группа: слова, обозначающие хорошо знакомых детям животных (например, кошка, собака, воробей);
5 группа: слова, обозначающие животных, знакомых детям в основном по описаниям, иллюстрациям (например: лягушка, лиса, медведь).
Подготовить предметные картинки, соответствующие словам, фишки, секундомер.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет и состоит из 3 этапов, интервал между которыми составляет 7 дней.
1 этап.
Первая серия. Проводится в форме игры «Какой, какая, какие?». Ребенку предлагают поиграть и говорят: «Я буду называть предметы, а ты скажи, какой он. Например, я скажу: «Рукавичка», а ты скажи: «Красивая, мягкая, яркая». Какие еще слова можно сказать про рукавичку? (Добиваются, чтобы ребенок назвал еще 2-3 признака.) За каждый ответ я буду давать тебе фишку. В конце игры мы посчитаем, сколько у тебя фишек». После этого педагог называет слова разных групп по одному и побуждает ребенка называть признаки. Если дошкольник не принимает задания, то оно объясняется еще раз на другом примере.
Вторая серия. Проводится в форме игры «Кто что делает?» аналогично первой серии, но инструкция изменяется. Педагог говорит ребенку: «Я буду называть животных, а ты скажи, что они делают. Например, я скажу: «Заяц», а ты скажи: «Прыгает, бегает». Что еще заяц может делать?» (Добиваются, чтобы ребенок назвал еще 2-3 действия.) За каждый ответ ребенок также получает фишку. Используются 4 и 5 группы слов.
2 этап.
Этот этап аналогичен предыдущему, но проводится с использованием наглядной опоры - картинки, которую демонстрируют при назывании слова, а во время ответа от ребенка прячут.
3 этап.
Этот этап проводится аналогично второму, но картинка во время называния признаков или действий находится перед ребенком.
Обработка данных. Подсчитывают количество названных детьми прилагательных и глаголов отдельно по каждой группе слов и по каждому этапу исследования. Данные заносят в таблицу. Таблица по глаголам составляется аналогично.
Количество названных прилагательных
Возраст детей |
I |
II |
III |
Группы слов |
|||
|
|
|
|
3-4 года |
|
|
|
4-5 лет |
|
|
|
5-6 лет |
|
|
|
6-7 лет |
|
|
|
Анализируют частоту названных признаков и действий в каждой возрастной группе, а также их характерность для предметов или явлений, например к слову «кошка» ребенок может назвать действия, которые выполняют многие животные (бегает, ходит, ест) и которые являются характерными лишь для кошки (мурлыкает). Причем, особо отмечают случаи, когда дети называют неполные синонимы, характеризующие одно и то же действие, но с разными оттенками (например, мурлычет, мяукает), и полные синонимы (скачет, прыгает). Данные заносят в таблицы. Отмечают, какие признаки и действия называемые детьми на 2 и 3 этапах, связаны с картинкой, а какие с личным опытом ребенка, и определяют их соотношение на обоих этапах. Таблицы составляют отдельно для каждой группы слов, для каждого этапа и сопоставляют.
Делают выводы о разнообразии прилагательных и глаголов в активный речи детей разного возраста, о влиянии на это разнообразие наглядности, а также степени знакомости предметов и явлении, возможности воспринимать их разными анализаторами. Употребление синонимов анализируют по таблице, которую составляют отдельно для полных и неполных синонимов.
Частота выделения признаков предметов и явлений
Возраст детей |
Признаки |
|||||||
цвет |
форма |
вели-чина |
мате-риал |
тактильные ощущения |
звуковые ощущения |
эмоциональная оценка |
эстетическая оценка |
|
3-4 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
4-5 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
5-6 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
6-7 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
Частота выделения действий объектов
Возраст детей |
Характер действия |
|||
питание |
перемещение |
издавание звуков |
поведение |
|
3-4 лет |
|
|
|
|
4-5 лет |
|
|
|
|
5-6 лет |
|
|
|
|
6-7 лет |
|
|
|
|
Употребление синонимов
Возраст детей |
Прилагательные |
Глаголы |
||||
Этапы |
||||||
I |
II III |
I |
II |
III |
||
Группы слов |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
3-4 лет |
|
|
|
|
|
|
4-5 лет |
|
|
|
|
|
|
5-6 лет |
|
|
|
|
|
|
6-7 лет |
|
|
|
|
|
|
Изучение понимания значений слов
Подготовка исследования. Подобрать слова по 2 категориям:
1) обозначающие конкретные предметы, с которыми дети действуют (например, кукла, лейка, барабан, щетка);
2) обозначающие конкретные предметы, возможность действия с которыми для детей ограничена (например, поднос, футляр).
К каждому слову категории (ключевому) подобрать 9 дополнительных слов, обозначающих предметы, сходные с предметом, названным этим словом, по цвету, форме, материалу, назначению, например: футляр - зубная щетка, записная книжка, кошелек, очки, рубанок и т.д.
Так внутри каждой категории составляют несколько групп из ключевого и дополнительных слов. Подобрать предметы и предметные картинки, соответствующие словарному материалу.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 3-5 лет и состоит из 2 серий.
Первая серия. Перед ребенком раскладывают 10 предметов, составляющих определенную группу, и задают вопросы, например: «Найди и дай мне куклу. Где ты еще ее видел? Что ты знаешь о ней? Похожа ли она на... (называют предметы, обозначенные дополнительными словами)? Чем? Чем отличается?» Затем испытуемому показывают следующую группу.
Вторая серия проводится аналогично первой, но с использованием предметных картинок.
Обработка данных. Ответы ребенка относят к какой-либо группе:
1 группа - правильно показывает все предметы;
2 группа - наряду с указанными предметами показывает некоторые предметы, сходные с ними;
3 группа - отказывается от задания или показывает все предметы, лежащие перед ним.
На основании анализа выделенных ребенком признаков предмета определяют уровень понимания слов:
1 уровень - слово фактически лишено содержания, в основе понимания лежит простая связь «слово - предмет»;
2 уровень - содержание слова определяется внешними несущественными признаками предметов;
3 уровень - при определении значения слова дети ориентируются на существенные и несущественные признаки предметов;
4 уровень - содержание слова определяется только по существенным признакам.
Данные представляют в таблицах для каждой категории слов отдельно.
Делают выводы о зависимости понимания разных слов от возраста детей и характера наглядной опоры.
Правильность выполнения задания «Покажи предмет»
Возраст детей |
Группа детей |
|||||
1 |
2 |
3 |
||||
Предметы |
Картинки |
Предметы |
Картинки |
Предметы |
Картинки |
|
3-4года 4- 5 лет |
|
|
|
|
|
|
4-5 лет |
|
|
|
|
|
|
Понимание детьми значения слов
Возраст детей |
Уровни |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
Предметы |
Картинки |
Предметы |
Картинки |
Предметы |
Картинки |
Предметы |
Картинки |
|
3-4года |
|
|
|
|
|
|
|
|
4-5 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
![]() |
![]() |
![]() |
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по этой методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.