Вверх
Напишу вам курсовую и диплом! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 18-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!
e-mail: cola5@yandex.ru
Источник: Шик Н.С., учителъ-логопед МБДОУ д/с N° 11, г. Клинцы Брянской обл // Логопед - №1 - 2014
Понимая актуальность проблемы и принимая во внимание большое разнообразие современных тестов, мы отобрали и адаптировали в нашей работе некоторые диагностические методики (С.В. Леоновой, Е.А. Логиновой, Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломах, С.Б. Яковлева), а также составили и применили на практике тесты, в которых основные просодические компоненты речи проявляются наиболее ярко. Мы придали этим заданиям игровую форму, а также модифицировали их так, чтобы результат выполнения наглядно фиксировался в речевой карте. Такой подход позволяет подтверждать заключение, сделанное логопедом, либо уточнять его в спорных случаях.
При разработке диагностических материалов учитывалось положение, сформулированное Л.С. Выготским: основные закономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при. аномальном развитии, являясь общими для обоих случаев. Эта общность заключается в том, что все дети в своем раннем речевом развитии проходят одни и те же этапы: гуление, лепетная речь, появление первых слов. Выготский отмечал и специфические закономерности аномального развития — замедленное прохождение ребенка по всем этапам. В соответствии с этими положениями для логопедической диагностики состояния просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, имеющих нарушения зрения, используется трехбалльная диагностико-оценочная шкала, которая; позволяет более точно отобразить уровень речевого развития ребенка и предоставляет возможность проследить даже незначительную динамику. Каждый просодический компонент оценивается отдельно, а результаты фиксируются в сводных таблицах и протоколе диагностического обследования речи. Логопедическое обследование проводится в начале, середине и конце учебного года.
Методика проведения диагностики
В диагностическом обследовании по выявлению уровня сформированное™ просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, имеющих нарушения зрения, используются следующие приемы:
— беседа;
— повтор за экспериментатором;
— называние предметов (действий) по показу;
— пересказ.
Методика изучения уровня сформированности просодических компонентов включает изучение следующих характеристик (см. таблицы):
— силы;
— высоты;
— тембра;
— темпа;
— ритма;
— паузации;
внятности.
Изучение характеристики голоса
№ п/п |
Цель задания |
Содержание задания |
Баллы |
Критерии выполнения |
1 |
Проверить силу шлоса в разговорной речи |
Экспериментатор просит испытуемого представиться (назвать свое имя, фамилию, возраст) |
2 |
Голос средней громкости |
1 |
Незначительное нарушение силы голоса |
|||
0 |
Голос тихий, слабый или, наоборот, чрезмерно громкий, резкий |
|||
2 |
Проверить умение изменять силу голоса при произнесении гласных звуков, слогов, слов |
Произнести гласные звуки, слоги, слова с определенной силои голоса (от шепотного до громкого произношения с постепенным усилием и ослаблением голоса) |
2 |
Достаточно развитое умение изменять силу голоса |
1 |
Незначительные ошибки в изменении силы голоса |
|||
0 |
Неумение произносить гласные звуки (или слоги, или слова) с разной громкостью |
|||
3 |
Проверить высоту голоса в разговорной речи |
Рассказать о своей семье (ее составе, занятиях членов семьи, их интересах) |
2 |
Голос среднего регистра, звонкий, сильный |
1 |
Незначительные нарушения высоты голоса |
|||
0 |
Несоответствие высоты голоса возрасту (слишком высокий / низкий) |
|||
4 |
Проверить возможность голосовых модуляций при речевой фонации |
Послушать и повторить слова, изменяя высоту голоса (повышая и понижая тон, переходить от высокого тона голоса к низкому, и наоборот) |
2 |
Хорошо развито умение изменять высоту голоса |
1 |
Незначительные неточности в повышении тона при переходе от высокого голоса к низкому, и наоборот |
|||
0 |
Неумение изменять высоту голоса |
Изучение общего звучания речи
№ п/п |
Цель задания |
Содержание задания |
Баллы |
Критерии выполнения |
1 |
Проверить темп речи в процессе речевого высказывания |
Экспериментатор просит испытуемого рассказать о своей любимой игрушке |
2 |
Нормальный темп речи |
1 |
Незначительное нарушение темпа речи |
|||
0 |
Речь быстрая или, наоборот, замедленная |
2 |
Проверить умение изменять темп речи при произнесении предложений |
Послушать предложения и повторить их за экспериментатором в разном темпе (нормальном, быстром, медленном) |
2 |
Достаточно развитое умение изменять темп речи |
1 |
Незначительные ошибки в изменении темпа речи |
|||
0 |
Неумение изменять темп речи (предложения произносит в одном темпе) |
|||
3 |
Проверить ритм речи в процессе речевого высказывания |
Рассказать о своих друзьях (членах группы) (общие игры, интересы) |
2 |
Нормальный ритм речи |
1 |
Незначительное нарушение ритма речи |
|||
0 |
Присутствие аритмии (дисритмии) |
|||
4 |
Проверить умение различать ритмы художественных произведений и воспроизводить их |
Назвать вид художественного произведения (сказка, рассказ). по ритму прочтения отрывка, затем вспомнить и рассказать прочитанные отрывки |
2 |
Хорошо развитое умение различать ритмы художественных произведений и воспроизводить их |
1 |
Незначительные неточности в определении и воспроизведении ритма художественного произведения |
|||
0 |
Неумение отличать ритм сказки от ритма рассказа и воспроизводить их |
|||
5 |
Изучение па- узации речи в процессе речевого высказывания |
Рассказать о том, кем испытуемым хочет стать, когда вырастет |
2 |
Правильная паузация речи |
1 |
Незначительные нарушения паузации речи |
|||
0 |
Нарушение паузации речи (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки) |
|||
6 |
Изучение правильности употребления пауз при пересказе художественных произведений |
Послушать сказку (прозаический текст), а затем пересказать ее (его) |
2 |
Правильное употребление пауз при пересказе |
1 |
Ошибки в употреблении пауз при пересказе |
|||
0 |
Неправильное употребление пауз (искажая смысл текста художественного произведения) |
Состояние интонированности речи
Цель задания |
Содержание задания |
Баллы |
Критерии выполнения |
Проверить умение употреблять основные виды интонации |
Экспериментатор предлагает испытуемому повторить предложения с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, побудительной, восклицательной) |
2 |
Употребление основных видов интонации |
1 |
Затруднения и неточности в употреблении основных видов интонации |
||
0 |
Неумение употреблять некоторые виды интонации |
Изучение внятности речи
Цель задания |
Содержание задания |
Баллы |
Критерии выполнения |
Проверить внятность речив процессе речевого высказывания |
Экспериментатор просит испытуемого представиться, рассказать о своей семье, себе, любимых игрушках, друзьях, о том, кем он хочет стать, когда вырастет |
2 |
Речь внятная, понятная, плавная |
1 |
Речь недостаточно внятная, понятная |
||
0 |
Речь невнятная |
РЕЗУЛЬТАТЫ
Состояние характеристики голоса
Уровни |
Баллы |
Показатели развития |
Высокий |
12—10 |
Достаточно хорошо развитое умение изменять силу, высоту, тембр голоса; голос средней громкости, среднего регистра, звонкий, сильный, «полетный», модулированный, естественный, чистый, живой |
Средний |
9—5 |
Незначительные нарушения голоса, недостаточно развитое умение изменять силу, высоту, тембр голоса, неточности в повышении (понижении) силы или высоты, изменении тембра голоса |
Низкий |
4 и менее |
Нарушение голоса, проявляющееся в неумении изменять силу, высоту, тембр голоса; голос глухой, сиплый, грубый, резкий, сдавленный, зажатый, слабый, тихий, иссякающий, назализованный, монотонный, «тусклый», крикливый |
Состояние общего звучания речи
Уровни |
Баллы |
Показатели развития |
Высо кий |
12—10 |
Достаточно хорошо развитое умение изменять темп речи, различать ритмы художественных произведений и воспроизводить их, употреблять паузы при пересказе; нормальный темп, ритм, правильная паузация речи |
Средний |
9—5 |
Незначительные нарушения общего звучания речи, недостаточно развитое умение изменять темп речи, неточности в определении и воспроизведении ритма художественного произведения и употребления пауз |
Низкий |
4 и менее |
Нарушение общего звучания речи, проявляющееся в неумении изменять темп речи, правильно определять и воспроизводить ритм художественного произведения, употреблять паузы при пересказе и в процессе речевого высказывания |
Состояние интонированности речи
Уровни |
Баллы |
Показатели развития |
Высокий |
2 |
Употребление основных видов интонации |
Средний |
1 |
Затруднения и неточности в употреблении основных видов интонации |
Низкий |
0 |
Неумение употреблять некоторые виды интонации |
Состояние внятности речи
Уровни |
Баллы |
Показатели развития |
Высокий |
2 |
Речь внятная, понятная, плавная |
Средний |
1 |
Речь недостаточно внятная, понятная |
Низкий |
0 |
Речь невнятная |
![]() |
![]() |
![]() |
Скачать готовый расчет по данной методике |
Заказать готовый расчет по этой методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.